Роль юмора в воспитании детей
Чувство юмора – удивительная вещь. До сих пор ученые спорят, к какой сфере отнести юмор: моральной, интеллектуальной или эстетической. Если юмор непосредственно связан с интеллектом, то почему большинство нобелевских лауреатов не понимают шуток? А если это в большей степени моральная сфера, то почему человеку свойственно подшучивать над другими?
Юмор в жизни человека
Человеку с чувством юмора легче заслужить симпатию сверстников, проще смотреть на проблемные ситуации, интереснее жить. Чувство юмора, несомненно, связано с умственными и творческими способностями. Это внутреннее чутье где-то на стыке креативности и интеллекта
Юмор снимает напряжение, привлекает внимание, обезболивает воздействие среды. Его терапевтическое действие трудно переоценить. Юмор является прекрасным помощником во многих сферах жизни, включая и воспитание детей.
Функции юмора в воспитании
У юмора много возможностей и функций, применяемых в педагогической деятельности.
-
Информативная функция. С помощью шутки или анекдота можно донести сложную информацию до ребенка или закрепить какие-либо знания.
Типичная информационная шутка: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам». Смешно, глупо, но продуктивно.
-
Эмоциональная функция. Юмор обеспечивает комфортное состояние. Он может снять напряжение и перевести внимание на что-то другое. Расскажите ребенку смешную историю, притворитесь, что не можете устоять на роликах. Главное, вызвать смех или улыбку.
-
Мотивационная функция. Юмор иногда играет большую роль, чем строгий выговор. Легкая ирония, подтрунивание принесут больше пользы, чем наказание. К остроумному взрослому тянутся дети.
-
Регулирующая функция. Юмор помогает вступить в общение и наладить контакт. Заставить ребенка улыбнуться или засмеяться – значит войти в доверие к нему. Юмор помогает разрешить конфликтные ситуации.
Юмористические воспитательные приемы
Давайте разберемся в терминологии юмора, чтобы ненарочно не перегнуть палку и не обидеть собственных детей.
Юмор – это шутка или готовая история, способная безобидно выставлять странности ситуации.
Обратите внимание на слово «безобидно». Это значит, что никто не должен быть обижен. И тот, кто юморит, и тот, на кого направлен этот юмор, должны получить положительные эмоции. Это очень важно.
Злое высмеивание пороков никакого отношения к воспитанию детей не имеет: не нужно высмеивать собственных детей.
Как нельзя смеяться
-
Нельзя осмеивать ребенка. В воспитательных целях можно смеяться только над отдельной ситуацией.
-
Высмеивать можно только то, что можно исправить. Нельзя смеяться над физическими недостатками или болезнями.
-
Не используйте грубые пошлые шутки— это негативно сказывается на внутренней культуре человека.
-
Не высмеивайте случайный промах ребенка.
-
Умейте смеяться над собой.
-
Рассказывайте ребенку смешные истории из своей жизни.
-
Все шутки должны быть добрыми.
В воспитании можно использовать несколько юмористических приемов:
-
Намек – указание на какой-то факт, сходный по смыслу с тем, что совершил ребенок. Важно не называть ребенка или само событие, а указать на него. Это поможет снять напряжение и не обидеть ребенка, направляя на правильные действия. Намек особенно результативен в дошкольном возрасте, он позволяет заменить назойливые нравоучения и избежать возможное проявление упрямства
Примеры:
Ситуация Нравоучения Намек Ребенок сел за стол, не помыв руки. На руках скапливаются микробы…. У одной моей знакомой сын не моет руки, и у него постоянно болит живот. В нашей семье никто так не делает. Ребенок прошел в дом в грязной обуви Нельзя входить в дом в обуви… Мне кажется, что КТО-ТО пробрался в наш дом, прошел по квартире обутым и испачкал полы. Думаю, что это кто-то чужой. В нашей семье никто так не делает. Ребенок не повесил свою одежду. Нужно вешать одежду, чтобы она не мялась и была опрятной. Там одежда чья-то упала со стула и если ее немедленно не повесить, то она к утру будет мятой. Ну-ка давайте каждый проверим свою одежду. -
Ирония – это способ ухода от прямого назначения события или явления. Уметь смотреть на жизнь с иронией – прекрасное качество. При работе с детьми может быть полезен метод Гарри Поттера, когда с помощью волшебной палочки к объекту страха добавлялись детали, которые делают его смешным. Помните, как у паука появлялись ролики, а страшный учитель появился в женском платье? Смех – вот что позволяло герою избавляться от страха.
Иронизировать, значит, уметь делать ситуацию смешной. И здесь фантазии нет предела.
-
Шутка, анекдот – смешная история, которая вызывает положительные эмоции.
Если человек не имеет чувства юмора, то это не его вина, а воспитание. А если дело в воспитании, то давайте им займемся.
-
Создавайте шутливое настроение, иногда дурачьтесь с ребенком.
-
Читайте веселые книжки и смотрите старые мультфильмы, где есть остроумные диалоги и смешные ситуации
Используйте юмор в воспитании и параллельно развивайте у ребенка чувство юмора. Умение смеяться над собой – великий дар, позволяющий пережить любые сложности.
Светлана Садова