Ребёнок-растеряша: как научить малыша внимательнее относиться к вещам
Бесспорно, самые важные вещи – не вещи, но весьма неприятно, если ваш сын или дочка постоянно что-то теряют или забывают. Некоторые родители по несколько раз покупают одни и те же игрушки, варежки и шарфы, а уж про резинки для волос, заколки и носовые платки и говорить не приходится.
Еще печальнее ситуации в школьном возрасте. Рассеянные первоклашки (и не только) несколько раз за год теряют сменную обувь, спортивную форму и учебники, а уж содержимое пеналов обновляется почти ежемесячно. Стоит ли говорить, что спрашивать о местонахождении потерянных вещей, а также искать их, просто бесполезно.
Все призывы родителей к бережному отношению к вещам, а также нотации по поводу очередной «потеряшки» не приводят к положительным результатам.
Почему ребенок все теряет?
Прежде чем учить ребенка следить за собственными вещами, давайте разберемся, почему он всё теряет.
-
Невнимательность
Причина подобной рассеянности — невнимательность и несобранность. В дошкольном возрасте (до 5 лет) это явление с натяжкой можно назвать нормой. Внимание ребенка привлекает все новое, яркое, интересное. В попытке познать окружающий мир: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, трудно вести контроль над личными вещами. Именно поэтому интерес к игрушке заменяется вниманием к красивой птичке, которая полетела к воротам детского сада, а сразу оттуда ребенка позвала воспитательница, и никто не вспомнил о варежках на лавочке, которые были занесены снегом. И даже, если ребенок позже поймет, что потерял рукавички, то не будет способен установить временные связи между своими действиями, так как у него еще не сформировано логическое мышление. Бесполезно спрашивать малыша о том, где он потерял свои вещи — не вспомнит.
-
Погруженность в себя
Существует отдельная категория детей, которые погружены в себя: в свои мысли и фантазии. Им трудно сосредоточиться на чем-то материальном, противоположном — внешнем мире. В голове таких детей прекрасные замки, мечты о будущем, длинные сказки со счастливым концом. Это особенность характера, которая будет сопровождать ребенка все его детство, а, возможно, и жизнь. Мало кого удивит рассеянность писателей или ученых. А ведь это не следствие гениальности, а просто способность полного погружения в свой внутренний мир. Одни люди сосредоточены на внешнем мире, а другие на внутреннем. Естественно, что забывание своих вещей происходит совершенно неосознанно.
-
Детские игры
Общение детей в общественных учреждениях часто подчиняется детским правилам, среди которых распространена практика обмена. Дети меняются игрушками и заколками, берут друг у друга вещи «поносить», а к вечеру уже невозможно вспомнить, с чем ты пришел в детский сад, и кто конкретно потерял твои вещи.
-
Повышенный темп
Часто сосредоточению мешает постоянная спешка. Особенно это касается медлительных детей. Причина этого в неправильном режиме. Спешка в утренние часы не позволяет ребенку сосредоточиться на своих вещах. Он даже не помнит, во что был обут, так как его, сонного, обувала мама. Подобная ситуация может быть в школе, если ребенок спешит на урок после физкультуры и боится опоздать. В приоритете становится факт опоздания со всеми последствиями, а не контроль над вещами. Подобные примеры можно продолжить.
-
Отсутствие самостоятельности
Некоторые родители ограждают детей от многих дел, включая заботу о вещах. Они сами собирают школьный портфель, готовят вещи на завтра, следят за их состоянием, не привлекая к этому детей. И порой ребята даже не знают, что у них в портфеле, не помнят какого цвета сегодня шарф, и, естественно, забывают вещи.
-
Повышенная загруженность
Некоторые родители перегружают детей чрезмерными полномочиями: школа, дополнительные занятия по отдельным предметам, кружки по интересам, прогулки с собакой. Каждый день расписан по минутам, несмотря на достаточно юный возраст. Хорошо это или плохо нужно рассматривать в каждом конкретном случае, но все-таки необходимо помнить, что повышенные нагрузки вызывают сбой в работе детской психики. Ребенок просто устает, и рассеянность является защитной реакцией психики. Если это про вашего ребенка, то пересмотрите его занятость.
-
Отсутствие восприятия собственности
Эта проблема часто встречается в семьях с несколькими детьми. Родители боятся формирования жадности и настойчиво игнорируют собственнические тенденции в семье. Вещи других детей могут браться без спроса, а игрушки являются общими, а не личными. По этой причине дети не следят за вещами, так как они общие, а не их.
Как научить ребенка внимательно относиться к своим вещам
Если ваш ребенок относится к разряду «растеряш», то нужно приниматься за воспитание внимательного отношения к вещам. Потеря вещи один-два раза – случайность, к которой нужно относиться с пониманием и поддержкой. А вот регулярное забывание личных вещей – проблема, которую нужно решать.
Прежде всего, определитесь, что в каждой вещи -труд родных и близких, так как все стоит денег. Объяснив это своему ребенку, попросите присматривать за вещами. Важно, чтобы он понял, почему вас расстраивает подобная ситуация.
Несколько простых приемов помогут научить ребенка держать свои вещи под контролем.
-
Сделайте метки на детские вещи и ознакомьте с ними ребенка. Пусть одежда имеет личный логотип с буквами имени или каким-то рисунком. Его легко пришить или приклеить на вещи, включая школьные учебники или пенал. Эта небольшая хитрость поможет научить ребенка легко узнавать свои вещи среди других таких же или похожих.
-
Не давайте детям дорогих вещей. Главное, чтобы было удобно. Заведите правило, что при потерянной дорогой вещи замена всегда будет проще и дешевле.
-
Учите детей простым способам ухода за вещами: положить мокрые варежки на батарею, затолкать шапку в рукав, класть носочки в тапочки и т.д. В этом случае, дети не будут искать вещи, а будут знать их место в соответствии с ситуацией.
-
Считайте предметы и проговаривайте. Собирая ребенка для игры, пересчитайте с ним предметы, которые он берет с собой, пусть он проговаривает все вслух. Придя домой, повторите ритуал и проверьте все ли на месте.
-
Не торопитесь с покупкой новой вещи при потере старой. Ребенок должен ощутить дискомфорт от своей рассеянности. На сменную обувь можно взять старенькие кроссовки, а потеря совка и ведерка дошкольника просто не позволит играть с песком. Ребенок должен ощутить на себе негативные последствия безответственного отношения к вещам. С покупкой нового телефона или электронной игры можно вообще повременить. Он должен осознать свою вину.
-
Не покупайте ребенку лишних вещей. Просьбы ребенка не должны удовлетворяться сиюминутно. Иначе радость от покупок просто исчезнет, а вещи перестанут цениться. Кроме того, будет портиться характер ребенка.
-
Воспитывайте у ребенка аккуратность во всем. Каждая вещь заслуживает уважения: она должна находиться на своем месте и быть всегда чистой. Найдите место каждой вещи, включая книги и игрушки, рассмотрите, как нужно за ней ухаживать. Не наводите порядок в его зоне без ребенка. При необходимости, возвращайте ребенка к начатому делу. Учите ребенка самостоятельности и навыкам ухода за вещами.
-
Учите ребенка планированию. Ребенка нужно отучать от суеты и спешки, которые являются причиной рассеянности. Создавайте режим дня, учитывающий особенности ребенка. Учите ребенка правильно складывать портфель и одеваться. Эти навыки вызовут увеличение скорости выполнения этих действий и избавят от ненужного стресса.
-
Не ругайте ребенка за пропажу. Обсудите причины случившегося и тактику последующих действий. Ребенок должен понимать, что его не наказывают, а просто принимают меры. Старые кроссовки и спортивная форма, недорогие простые школьные принадлежности взамен утерянных-это результат незапланированных расходов.
Ребенок должен осознать свою невнимательность и стараться контролировать себя. Это долгий процесс, требующий времени и усилий, но стоящий того, чтобы видеть ребёнка собранным и аккуратным.
Светлана Садова