Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?
К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.
Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу
Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.
Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка
Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.
В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.
В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.
Совет третий. Настраивайте ребенка правильно
На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.
Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса
Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.
При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.
Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:
Ребенок становится замкнутым
Снижается успеваемость
Снижается аппетит и пропадает сон
На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему
В дневнике отсутствуют записи
Владлена Ворона