Жестокий ребенок: что делать?
Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос добрым, отзывчивым и неконфликтным. И если вдруг их чадо внезапно становится агрессивным, дерется со сверстниками, замахивается на маму с папой и в приступах гнева начинает кричать, ломать игрушки и топать ногами, родители оказываются к этому просто неготовыми. «Я-родитель» расскажет о причинах агрессии, о том, как ее предупредить и как вести себя, если вы начали замечать ее проявления.
Причины детской агрессии
Некоторые проявления агрессии вполне вписываются в естественный этап взросления. Дети очень эмоциональны, и в большинстве случаев они просто не умеют сдерживать себя и свои порывы. На непозволительные действия их толкает обида, а о том, поступают ли они правильно и что может повлечь за собой их поведение, они просто не задумываются. Например, ребенка в садике толкнул его сверстник, и он, недолго думая, толкает его в ответ. Завязывается драка, а когда воспитатель пытается разобраться в том, что произошло, слышит лишь: «Он меня ударил, и я его ударил!».
Очень часто агрессивность развивается у детей, в семье которых считается нормой физическое наказание за любую провинность или где родители часто ссорятся, громко ругаются, а иногда и дерутся при ребенке. Дети по своей природе очень наблюдательны, и, если они видят, что люди, которые являются для них образцами поведения – мать и отец – позволяют себе общаться на повышенных тонах, сыпать оскорблениями и даже поднимать друг на друга руку, они начинают думать, что такое поведение является нормой, даже если сами родители постоянно твердят об обратном.
Еще одной причиной жестокости у детей является трусливость. Чужая жестокость вызывает аналогичную ответную реакцию. Если над ребенком издеваются сверстники, и он долгое время является объектом жестокости, рано или поздно у него появляется мысль наказать своих обидчиков их же способом, и это часто приводит к трагическим последствиям.
Часто агрессивное поведение провоцирует вседозволенность со стороны родителей. Если ребенок никогда не слышит слова «нет», у него складывается убеждение, что ему все можно и что все вокруг ему что-то должны. Он чувствует себя безнаказанным и проявляет агрессию тогда, когда ему этого хочется.
1-1,5 года
В этом возрасте основной причиной агрессии становится недовольство ребенка любыми ограничениями и запретами. Малыш упрямится, отказывается от еды, не хочет спать, постоянно плачет. Родителям стоит доходчиво, но четко объяснять каждое свое «нет», поддерживать свой авторитет в глазах ребенка, но ни в коем случае не применять силу и не трясти ребенка. Не реагируйте на его капризы фразой «поплачет и перестанет!», сразу приходите ему на помощь, как только услышите плач.
1,5 – 3 года
С полутора до трех лет агрессия ребенка связана с периодом его самоидентификации. Ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но еще не может обходиться без родительской помощи, из-за чего его желания и потребности зачастую конфликтуют с родительской волей. Выражается это в криках, бросании игрушек, щипании, царапании, попытках укусить и ударить взрослого.
В этот период родителям важно не подавлять детскую ярость, а дать ей возможность выплеснуться. Нельзя смеяться над малышом или отвечать на его действия агрессивно. Необходимо отвлечь ребенка игрой или перевести его внимание на другие интересные занятия, призвать его к правильному поведению спокойно и доброжелательно, но при этом твердо.
3-6 лет
Это очень сложный возраст. Дети постоянно проявляют любопытство и всеми доступными способами познают окружающий мир, их переполняет энергия. При этом они начинают ревновать свою маму к другим людям: посторонним детям во время прогулки, к гостям и даже к младшим братьям и сестрам. Агрессия в этот период выражается в частых капризах, плаче, желании сделать все назло. Ребенок может использовать бранные слова, чтобы спровоцировать родителей.
Бороться с агрессией в таких случаях нужно спокойно, без криков и повышения голоса. Не стоит поддаваться на детские провокации, но и полностью игнорировать такое поведение тоже нельзя. Нужно больше разговаривать с ребенком, просто и доступно, с чувством юмора объясняя ему, как нужно себя вести. Не стоит читать ему нотации и призывать к морали, поскольку это приведет лишь к усилению агрессии.
7-12 лет
В этот период многим детям свойственна естественная возрастная агрессивность, которая проявляется, как правило, в конфликтах, перебранках и драках со сверстниками. Родителям в это время нужно постараться направить энергию ребенка в позитивное русло: на подвижные игры, занятия в различных кружках и секциях. Надо учить своего ребенка проявлять эмоции не через физическую силу, а через слова, объяснять ему важность социальных ценностей. Также стоит следить за тем, какие телепрограммы смотрит ребенок, в какие игры играет на компьютере, и по возможности оградить его от передач и игр со сценами чрезмерной жестокости.
Если агрессия ребенка выходит за естественные возрастные рамки, обязательно нужно обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы понять истинные причины такого поведения и принять соответствующие меры.
Как предупредить агрессию?
Профилактика лучше, чем лечение – эта истина работает и в отношении агрессивности. Чтобы ваш ребенок не вырос жестоким, с первых лет жизни внушайте ему, что агрессивность всегда будет наказана. Разумеется, вы не должны отвечать агрессией на агрессию и хвататься за ремень, но если ребенок «распускает руки», говорить с ним на эту тему надо жестко.
Личным примером показывайте малышу, как нужно себя вести. Не выясняйте отношения при ребенке, не кричите друг на друга, не устраивайте скандалов. Не отзывайтесь нелестно в присутствии ребенка о своих знакомых, и тем более не стройте никаких «планов мести».
Реализуйте активность ребенка в подвижных и коллективных играх, но лучше, если это будут не какие-либо единоборства. Развивайте у ребенка чувство юмора, научите его бороться со вспышками гнева с помощью релаксации и визуализации, читайте ему хорошие книги и показывайте поучающие мультфильмы, агрессивные герои в которых всегда получают наказание или пересматривают свое поведение и становятся добрыми. Больше разговаривайте с ребенком, просите его делиться любыми эмоциями – и позитивными, и негативными, вместе анализируйте ситуации, которые происходят с ним в детском саду и школе, чтобы он чувствовал, что вы всегда его поддержите и поможете найти выход из сложного положения.
Виктория Котлярова