«Салехард согревают люди»: история психолога, которая уехала работать в школу на Ямал
Фотографии: личный архив Ирины Карташовой. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В сентябре 2022 года Ирина Карташова, психолог из Москвы, переехала на Ямал, чтобы работать в небольшой школе города Салехард. Вместе с новыми коллегами она создает ЧУДО-школу, чтобы воплотить в ней принципы гуманной педагогики. О том, как найти призвание за 2000 километров от дома, о буднях педагога-психолога и очаровании Ямала — в нашем материале.
О смене профессии
По образованию я химик, и после университета семь лет работала в науке — занималась биомедициной. Одновременно волонтером участвовала в социальных проектах. Однажды мы поехали в детский дом для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Там я впервые увидела, как дети с ОВЗ взаимодействуют с собакой-терапевтом. Меня настолько поразило, как они открываются, расслабляются в общении с животными, что я стала изучать детскую психологию. Получила второе образование и написала диплом «Роль животных в семейной системе».
После того, как я защитилась, нужно было набирать опыт для практики. Я стала соведущей тренингов для подростков и погрузилась в тему «мягких» навыков и коммуникации. Параллельно проводила психологические группы и тренинги в благотворительном фонде реабилитации «Шередарь» — для детей, которые перенесли тяжелые заболевания, и их родителей.
Одна из моих коллег-волонтеров, психолог Марина Сычева, участвовала в программе «Учитель для России» (УДР). Она рассказала мне о проекте, и его ценностях: вера в потенциал каждого ребёнка, принятие инаковости, гуманизм. Своей миссией программа видит помочь каждому ребёнку стать автором своей жизни — вне зависимости от его места рождения. Это очень сильно совпадало с моими собственными взглядами. Я поняла, что это шанс попробовать свои силы в школе — там, где я действительно буду нужна.
Ирина Карташова и Марина Сычева. Источник: личный архив
О переезде на Ямал
Изначально я планировала переехать на Дальний Восток. Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка для меня «места силы»: там мои корни, и туда я возвращаюсь каждый год. Но когда после финального этапа отбора мне сообщили, что в Новосибирской области и в Салехарде очень нужны психологи, я выбрала Ямал. В Сибири я была много раз, а Крайний Север — это загадка, личный вызов. Одной мне было бы, наверное, страшно ехать. Но вместе с командой единомышленников спокойнее и интереснее.
В Салехарде, как бы странно это ни звучало, оказалось очень тепло — его согревают люди, которые здесь живут. Они очень отзывчивые, постоянно помогают и поддерживают. Кто-то принесет морошку, кто-то подскажет, как лучше наладить быт, кто-то проведет полный инструктаж о том, как пережить холодную зиму.
Быт тоже оказался комфортным и привычным. В 15 минутах ходьбы от дома — Пятерочка, Магнит, Почта России, Озон и Wildberries. Цены на продукты плюс-минус московские. Из экзотического: в школьной столовой кормят котлетами и свекольником из оленины.
Неожиданным оказалось то, что помимо холода здесь повышенная геомагнитная обстановка и недостаток кислорода. Официально это называется «Синдром полярного напряжения». Поэтому у людей, которые переезжают в северные районы резко меняется гормональный статус и углеводно-липидный обмен. От этого на Ямале очень серьёзно относятся к медкомиссиям и профилактике. Например, мы уже начали пить витамины, не дожидаясь полярных холодных ночей.
Суровый климат компенсирует вдохновляющая природа. Рядом широчайшая Обь, к которой всегда можно прийти, постоять на смотровой площадке, разгрузиться или отрефлексировать события дня. С ребятами из УДР мы уже поднимались в горы — ездили в республику Коми, посмотреть на Полярный Урал. А в Салехарде, в день города, я первый раз увидела северное сияние. Это — восторг. Я была в Исландии, в Мурманске, буквально гонялась за ним. А здесь оно случилось неожиданно, и это для меня хороший знак.
Участники программы «Учитель для России» на станции Полярный Урал. Источник: личный архив
О школе
В Салехарде я работаю в маленькой двухэтажной деревянной школе. В ней учится около 700 детей. Мы ведем уроки и организуем внеурочную деятельность в том числе и для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Школа очень уютная и атмосферная. Ее особенность в том, что все друг с другом часто встречаются во время рабочего дня. От этого кажется, что мы с детьми и коллегами действительно близки друг другу.
Когда пришла в школу в сентябре, я еще никого не знала. Поэтому здоровалась со всеми коллегами по несколько раз на дню. На всякий случай, потому что не была уверена, встречались мы сегодня или еще нет. Но они все понимали, улыбались в ответ и говорили: «Мы уже виделись».
Хотя школа небольшая и деревянная, она хорошо оборудована: в кабинетах есть документ-камеры, интерактивные доски. Когда я училась в Москве, у нас такой техники не было. В первые дни пользоваться этим оборудованием меня учили сами дети.
Школа № 4, где работает Ирина. Источник: личный архив
В следующем году мы переезжаем в новое здание. Это будет огромная четырехэтажная школа с массой возможностей для детей и учителей. Там все будет по-новому. С коллегами и директором мы уже придумали концепцию новой школы — «ЧУДО»: Человечное Универсальное Детское Образование.
Учеников мы будем называть «Чудаки», а педагогов — «Чудагоги». Каждую четверть будет общий слет — встречи, игры, чаепития, мастер-классы. «Министерство счастья и чудачества» будет работать над теплым, позитивным и сплачивающим климатом в школе. Для этого спроектировали специальную комнату разгрузки и рекреации под уютные мероприятия. Для ранней профориентации ребят с ОВЗ и инвалидностью в школе запустят «Профнавигатор». Также дети смогут заниматься в Лаборатории Биокосметики, Издательском центре, Фотостудии, Студии фьюзинга, кружки по IT-технологиям и кибернетике и др.
О работе педагогом-психологом
Я занимаюсь психологическим сопровождением 9-х, 10-х, 11-х классов. С детьми мы развиваем мягкие навыки, креативное мышление, эмоциональный интеллект. Еще я провожу психологическую подготовку к экзаменам и тренинги по подготовке к собеседованиям, конфликтологии, цифровой безопасности, ораторскому искусству. Дети сами попросили включить эти темы в программу.
У меня много личных консультаций: ученики и педагоги обращаются с тем, что их волнует. Сейчас очень распространена детская тревожность. Например, перед экзаменами. И учителей, и ребят беспокоит вопрос мотивации. Еще один популярный запрос от школьников — самоопределение: «Я не знаю, кто я, я не знаю, что мне нравится». Все это мы разбираем на консультациях.
Нашей школе несказанно повезло — у нас почти полный штат психологов: пять специалистов на чуть больше 700 учеников. Мы действительно успеваем работать со всеми детьми — это самое важное.
С коллегой, педагогом-психологом Надией Санджиевой. Источник: личный архив
Сейчас я работаю много — еще погружаюсь в процесс. Бывает, что нахожусь в школе по 11 часов. Но это моя инициатива: есть много дел, в которых мне предстоит набраться опыта. Тем не менее у нас с коллегами хватает времени, чтобы отдыхать: ходить в гости, на интеллектуальные квизы, мастер-классы. Ведь в помогающих профессиях очень важно помнить о пополнении внутреннего ресурса.
О планах на будущее
Весь следующий год мы с коллегами будем готовиться к переезду в новую школу. Предстоит развить ЧУДО-концепцию, оптимизировать документооборот, подготовить учеников и педагогов к переменам. А еще очень хочется помочь ребятам комфортно сдать все экзамены, чтобы при этом они сохранили психическое здоровье. После этого серьезного жизненного этапа, оно им абсолютно точно еще пригодится
Сейчас моя главная задача — собрать обратную связь от детей, их идеи и пожелания. Что они хотели бы видеть в новой школе? Как представляют себе учебу там? Что хотят делать в свободное время? Например, они ждут новую большую столовую и буфет, хотят учиться только в первую смену, сделать традиционным слет «Чудаков», который недавно прошел впервые.
В школе № 4 я точно планирую задержаться еще минимум на два-три года, чтобы воплотить все свои задумки. Салехард для меня оказался очень уютным местом, в котором живут запредельно теплые люди. И я рада, что мой первый опыт работы в школе происходит именно на Ямале.
Hand-made открытка с первого слета «Чудаков»
«Учитель для России» — общественная программа, благодаря которой выпускники вузов и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в массовых школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. В этом году 220 учителей для России работают в 85 школах по всей стране. Новый набор участников в программу открыт.