О возвращении воспитания в школы: особое мнение
Попытки вернуть воспитание в школу предпринимались за последние 20 лет не раз. Оно провозглашалось приоритетным направлением, разрабатывались концепции, стратегии и программы с правильными ориентирами и мыслями о воспитательных системах и их вариативности. К лучшему ничего, к сожалению, не менялось. И давайте честно признаемся: отечественной системы воспитания давно уже не существует! Есть отдельные направления этой системы: раздражающая учителей внеурочная деятельность, волонтерство, юнармия, РДШ и из года в год повторяющиеся в каждом возрасте детей мероприятия.
Как согласно примерной программе, разработанной Минпросвещения России совместно с институтами РАО, предполагается решать проблему воспитания юного поколения России? По словам министра С. Кравцова в школы вводится целый «механизм, который войдёт в образовательные процесс. Это значит, что у детей появится календарный план с программой воспитания. В него войдёт список событий и мероприятий, которые будут организовывать и проводить школы».
Итак, с их помощью официально закрепляется педагогика мероприятий и примитивизация воспитания, а по большому счету вводится стандарт в той сфере, в которой он просто недопустим.
План мероприятий не способен сформировать в сознании детей целостную картину окружающего их мира, научить их жить в контексте истинных идеалов и ценностей жизни, оказать помощь в овладении гражданской культурой.
Скорее всего, в так называемых планах воспитательной работы обозначат еще одно направление: «Патриотическое воспитание», в которое большинство учителей привычно будут вносить свои раз-два-три мероприятия и спущенные сверху. Значит, активизируются чиновники от образования, начнут заниматься привычной для них работой: требовать беспрерывную отчетность о количестве проведенных мероприятий и проверять программы и планы на соответствие тому, что обозначено в Примерной программе.
Существующие проблемы в мире детства, отрочества, юности требуют возвращения в образовательные учреждения и семью системного, очеловеченного, целенаправленного воспитания. Ведь у школы и семьи не может быть разных целей воспитания, они не могут сегодня жить в атмосфере недоверия друг к другу, потому что ни тот ни другой институт воспитания в отрыве друг от друга не сможет разрешить слишком затянувшийся кризис в очень важной сфере развития человека.
Вспомним слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание — это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ученика».
Общение — один из главных критериев, по которому можно судить о том, на каком уровне находится процесс воспитания в школе. Чтобы общение стало полноценным, хорошо бы заменить так называемые классные часы (пусть они останутся в качестве формы решения формальных вопросов жизни класса) на часы и минуты общения, расширить круг форм общения, включить его в содержание целевых системных воспитательных проектов и программ. Именно в общении решается главная проблема воспитания сегодня: недоверие к детям, плохое знание их современных особенностей, их внутреннего мира, проблем, интересов, постоянная фиксация на негативные стороны их жизни.
Воспитание должно быть обязательно деятельностным, обучающим детей науке жить в согласии с самими собой, с окружающими людьми, в семье, в школе как модели общества, в пространстве своей малой и большой Родины, в государстве и обществе.
Что необходимо сделать в первую очередь?
1. Вернуть в школы системное воспитание, обучив педагогов технологии создания целостных воспитательных систем и технологии программно-целевого и проектно-целевого планирования, основанного на базовых национальных ценностях.
2. Перестать с подачи чиновников от образования загонять всех детей подряд в Юнармию и РДШ, избавить эти структуры от педагогики мероприятий.
3. Освободить классных руководителей от курсов внеурочной деятельности. Их должны вести специалисты (художники, музыканты, носители традиционной культуры, специалисты в области театральной деятельности и рукотворчества, специалисты с инженерным и техническим образованием, учителя-предметники, не имеющие классного руководства и то по желанию, др.).
4. Ввести такие предметы в школьное расписание как уроки этикета и искусства общения; уроки психологической грамотности для старшеклассников, семейно-ориентированные программы и курсы, уроки народной и классической культуры.
Если что-то не всегда от нас зависит, то как минимум давайте перестанем мучить де тей и себя надуманными и формальными, «одноразовыми», из года в год повторяющимися так называемыми мероприятиями. Давайте вместе с ними в каждом их возрасте задумаемся над смыслом жизни и другими вопросами непростого сегодняшнего бытия. Давайте вместе с детьми решать проблемы, которые сегодня являются общими как для них, так и для нас самих, для общества, государства и в целом мира. Давайте научимся жить с ними одной жизнью, как подобает жить и родителю, и учителю.
Как кто-то написал в интернете: «Образование может быть и средним, но воспитание должно быть высшим».