«Книга города»: как превратить школьный проект во всероссийский конкурс
Фотография: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В 2020 году педагоги частной школы «Поколение» г. Волгограда вместе с учениками запустили межпредметный творческо-образовательный проект под названием «Книга города». Идея быстро вышла за рамки одной школы, а потом превратилась во всероссийский конкурс. О том, как правильно масштабировать школьный проект и что для этого нужно, узнали у его создателей.
-
Идея, которая найдет отклик
Проект «Книга города» придумали трое учителей школы «Поколение» — Галина Ищенко (история и обществознание), Елена Дерина (литература) и Анна Астахова (география).
«Мы с коллегами обсуждали наболевший вопрос: как давать материал детям, чтобы им самим захотелось вникнуть в тему? По отдельности такие предметы, как краеведение, история, литература, география родного края, не всегда интересны. Мы решили из скомбинировать и дать ребятам возможность найти ответы не в одной сфере знаний, а сразу в нескольких» — вспоминает Галина Ищенко.
Так появилась «Книга города Волгограда» — сборник исторических и географических сведений и маршрутов, связанных с Великой Отечественной войной. Уже тогда стало авторам проекта стало понятно, какой огромный у него потенциал.
Ученики школы «Поколение» с только что напечатанной «Книгой города». Источник: личный архив Галины Ищенко.
«Свои „фишки“, уникальные особенности есть в каждом населенном пункте, — говорит Галина Ищенко. — А „Книга города“ — это отличный способ рассказать о своих родных местах так, чтобы гости и туристы увидели их глазами жителей и полюбили их также сильно».
-
Поддержка коллег
Во время участия в конкурсе «Вклад учителя”-2021 Галина рассказала о «Книге города» коллегам. Идея, что называется, «зашла»: к проекту присоединились несколько педагогов из сообщества «Вклад учителя».
Первыми партнерами стали Алексей Косарев и Алина Медведева из школы «Сота» (г.Тольятти):
«Мы обменялись результатами нашей работы и провели друг другу экскурсии по своим городам. Наши дети пообщались со сверстниками и поняли, что создают книгу не просто так, а для кого-то. Мы очень благодарны школе „Сота“ за поддержку нашего проекта на этапах зарождения!» — говорит одна из соавторов «Книги города» Анна Астахова.
Постепенно участников становилось все больше. Создать свою «Книгу города» решили и в АНОО СОШ «Международная Английская Школа», г Красногорск — по инициативе учителя химии и биологии Татьяны Токаревской:
«Мы с учениками с удовольствием принимаем участие во всероссийском проекте „Книга Города“. Проанализировали, изучили огромный материал своего родного края. Придумали несколько тематических квестов. Красногорск пропитан историческими событиями и тайнами царских семей, архитектурными ансамблями и колоритом построек советского периода в стиле конструктивизма. Здесь много интересных мест для разных возрастных категорий. Мы уверены, что наш город никого не оставит равнодушным», — говорит Татьяна.
Запись на стене паблика «Книга города». Автор — Алена Павленко
-
Свежие решения
В 2022 году проект «Книга города» получил новый статус и привлек новых участников — теперь это всероссийский конкурс, который сочетает в себе онлайн и оффлайн мероприятия.
Команды, которые набралось аж 111, представят на конкурс свой продукт о родном городе: это может быть не только книга, но и фильм, клип, театральная постановка, авторские стихи или песни, эссе/сочинения/рассказы, картины/декоративно-прикладное творчество. Три победителя, выбранные открытым голосованием, получат денежные призы и возможность бесплатно приехать в Волгоград — на фестиваль «Я город читаю, как книгу», которым в мае 2023 года должен завершиться первый сезон конкурса «Всероссийская книга города».
Участники команды «Северок» из г. Норильска. Источник: паблик «Книга города»
Одним из важных нововведений стало, что проект перестал быть только краеведческо-литературным.
«Школьные команды могут участвовать в конкурсе, даже если в их составе нет учителей истории, географии, литературы или рисования. Ученики вместе с учителем, например, музыки или ОБЖ, могут рассказать о городе не хуже, но с акцентом на свой предмет», — отмечает Директор Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя» Дмитрий Кузьмин, который принимал участие в разработке новой концепции проекта.
Также появилась возможность побывать на виртуальной экскурсии в городах, которые представляют участники, а также оперативно делиться своими открытиями и впечатлениями от участия в конкурсе в паблике «Книга города» в ВК.
Участники «Книги города» могут побывать друг у друга в гостях не только оффлайн, но и лично. Так ребята из школы № 639 (Санкт-Петербург) принимали своих сверстников и их учителей из Республики Башкортостан.
-
Команда единомышленников
Команда конкурса — это учителя, придумавшие проект «Книга города»: Анна Астахова, Елена Дерина и Галина Ищенко.
«Распределение ролей у нас проходит интуитивно. У каждой из нас есть свои качества, которые работают на благо проекта. Елена Дериан — генератор идей, талантливый экскурсовод и краевед, организатор путешествий. Галина Ищенко всегда найдёт компромисс и сможет договорится со всеми, она очень открытый и светлый человек. На мне — планирование, структурирование, руководство.
Ещё в нашей команде появился человек, который верстает книгу вместе с ребятами — это Екатерина Дмитриевна Старченкова, учитель литературы. Она работает в школе первый год и с удовольствием стала частью нашей команды.
Но самое главное, что мы умеем слушать и слышать друг друга», — говорит Анна Астахова.
-
Вера в себя
В 2022 году школа «Поколение» приняла участие во всероссийском конкурсе по сохранению исторической памяти и гражданскому воспитанию для НКО, который входит в президентскую платформу «Россия — страна возможностей», и выиграла грант на развитие проекта — 350 тысяч рублей.
Благодаря этой поддержке мечты о том, что когда-нибудь «Книга города» станет всероссийской и сможет объединить регионы, уже стали реальностью. А в планах авторов проекта — не останавливаться на достигнутом и расширять горизонты.
«Перспективы масштабны. Мы хотим проводить фестиваль каждый год и в следующем сезоне привлечь еще больше участников», — делится Анна Астахова.
Материалы по теме:
- «Книга города» — проект, способный объединить регионы
- Литературные путешествия — лучший способ погрузить учеников в атмосферу русской классики
- «Письмо из будущего»: как младшеклассники спасали Землю от глобальной катастрофы