В России собрались ввести потолок цен на поставки нефти по морю
Минтранс России в связи с неконтролируемым ростом стоимости фрахта предложил проект поправок к Кодексу торгового мореплавания, которые позволят правительству устанавливать потолок для определенного перечня грузов. С момента ввода войск на Украину цены на поставки российской нефти поднялись в два-четыре раза.«Ъ»: Минтранс России предложил установить потолок на ставку фрахта для перевозок нефти
Фото: Serguei Fomine / Globallookpress.com
Минтранс России предложил проект поправок к Кодексу торгового мореплавания, которые позволят правительству установить потолок стоимости фрахта для определенного перечня грузов. По данным «Коммерсанта», речь в первую очередь идет о нефти и нефтепродуктах.
В документе, опубликованном на regulation.gov.ru, указано что под регулирование попадают грузы российских отправителей и получателей, перевозимых из российских портов или в них судами, у которых владельцы или бенефициары — российские физические или юридические лица, федеральные власти, субъекты Федерации или муниципальные образования.
Власти собрались ввести предельные ставки в связи с их неконтролируемым ростом. С момента начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года цены на поставки российской нефти поднялись в два-четыре раза, а по некоторым направлениям — на порядок. Такая ситуация снижает привлекательность закупок у российских компаний.
Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев рассказал, что ставка фрахта на перевозку нефти из Новороссийска в Средиземноморье достигла 23-25 долларов за тонну, из порта Козьмино на Дальнем Востоке в порты Китая — 10-12 долларов, а в Индию — более 30 долларов.
Текущая стоимость основного российского экспортного сорта Urals в 72-73 доллара за баррель позволяет нефтяным компаниям работать с прибылью. Однако в декабре вступает в силу европейское нефтяное эмбарго, которое может резко изменить ситуацию. При этом текущие ставки фрахта сказываются на продажах уже сейчас — индийские компании начинают переориентироваться на нефть из ОАЭ, поскольку она оказывается дешевле российской.
В то же время эксперт отметил, что большая часть российских грузов перевозится иностранными судами, которые будут игнорировать требования российских властей. С одной стороны, подчеркнул Кондратьев, желание правительства сдержать ставки понятно, но с другой — оно может только создать асимметрию, реальное же влияние на рынок будет незначительным.
Ранее сообщалось, что для экспорта угля и других насыпных грузов власти решили к 2030 году построить более 90 новых судов. При этом эксперты указывают, что нынешние судостроительные мощности загружены на годы вперед и не готовы выполнить такой заказ, а строительство новых верфей под вопросом из-за отсутствия отечественного оборудования и санкций на поставки его из-за рубежа.