Территорию за Балтийским вокзалом в Петербурге готовят к новому строительству
РЖД хотят построить несколько крупных зданий возле музея за Балтийским вокзалом, для чего разрабатывают проект планировки.
На днях КГА выдал задание на разработку ППТ на привокзальный квартал, ограниченный также улицей Шкапина и Митрофаньевским шоссе. В соответствии с проектом на территории планируется разместить три новых здания — «объект капитального строительства, предназначенный для музеев, выставочных залов» площадью 3 тыс. м2 и высотой 32 метра, профтехучилище (6,6 тыс. м2, высота та же) и служебное общежитие (24,2 тыс. м2). Источник финансирования, как указано в задании, — собственные средства заказчика.
В квартале уже есть здания похожей функции, но другой площади: Музей железных дорог (два корпуса, соединённые переходом, по 12,9 тыс. и 5,1 тыс. м2, плюс открытые выставочные пространства) и центр корпоративного образования РЖД (14,6 тыс. м2). Архитектор и руководитель «Студии 44» Никита Явейн, который занимался проектированием Музея железных дорог, отметил, что расширение комплекса в его концепции не планировалось. «Я не думаю, что задуманное к строительству здание высотой 32 метра — это музей, скорее офисное здание с музейной функцией», — сказал зодчий. На территорию уже есть действующий проект планировки, утверждённый в 2009 году (по–видимому, с разработкой нового ППТ он будет признан утратившим силу). По тому, старому ППТ Музей железных дорог, судя по всему, планировался значительно больше нынешнего. Максимальная общая площадь его зданий могла достигнуть 218 тыс. м2. При этом упоминались подземные стоянки не менее чем на 1250 машин. Сверху музей должен был напоминать кисть руки с четырьмя растопыренными веером пальцами. В промежутках между пальцами должны были быть зажаты гостиничные корпуса. Вдоль улицы Шкапина же выстраивались здания офисов и «торгово–коммерческий комплекс Балтийского вокзала». С юга весь этот ансамбль в проекте очерчивала магистраль — дублёр Обводного канала — с путепроводом над путями, что использовались бы для подачи поездов к музейной экспозиции. Сейчас построены только два пальца и вдалеке от них, ближе к Обводному каналу, корпоративный учебный центр. Правда, пальцы не растопырены, а вытянуты строго параллельно друг другу. Рассмотрим их чуть подробнее. Это мизинец, паровозное здание 1850–х годов (оно реконструировано, и через него был организован вход в музей), и построенный под стать ему основной выставочный зал с поворотным кругом внутри. Очертания последнего были получены путём укрупнения старинного паровозного депо в 2,5 раза. Если судить по толщине и продолжать аналогию с проектом планировки территории, это большой палец. С высоты вместе они напоминают не ладонь, а скорее варежку. При этом, стоит отметить, в экспозицию был вписан памятник архитектуры — ещё один поворотный круг, оставшийся от соседнего Варшавского вокзала и перенесённый на новое место, чего в старом ППТ ещё не прослеживалось. Музей был открыт в 2017 году и полюбился как горожанам, так и чиновникам (КГИОП проводил здесь совет по наследию, на котором чуть было не отдали под снос склады Кокоревых за Московским вокзалом для строительства терминала ВСМ). Срок подготовки проекта — май 2023 года. В Октябрьской железной дороге комментарий оперативно получить не удалось (там обещали предоставить информацию позже). В КГА сообщили, что пока никакая документация к ним не поступала и других сведений, кроме изложенных в задании, предоставить не могут. Возможно, разработка нового ППТ связана с желанием пересмотреть композицию и пальцы в итоге образуют иной жест (например, сожмутся в кулак).