Что такое лиминальные пространства и почему их фотографии вызывают тревогу
В Интернете существует странное и непонятное на первый взгляд сообщество под названием «Лиминальные пространства». В нем состоит более полумиллиона человек все они делятся фотографиями пустых подъездов, станций метро, магазинов, кафе, аэропортов и других помещений. И в каждом снимке чувствуется необъяснимая атмосфера: у большинства людей увиденное вызывает тревогу, а другие ощущают что-то наподобие ностальгии. Некоторые мужчины и женщины вовсе считают, что в этих снимках есть что-то паранормальное. На самом деле, данному эффекту ученые уже давно дали объяснение, поэтому в возникающих чувствах нет ничего странного. Так почему же так называемые лиминальные пространства вызывают тревогу и некое подобие дежавю? Давайте разбираться.
Что относится к лиминальным пространствам
Слово «лиминальный» происходит из латинского liminal и означает «переходный». Этот термин используется в разных сферах — например, под ним можно понимать пороговое или переходное состояние в жизни человека, когда она делится на «до» и «после». Но в рамках данной статьи нас больше всего интересует значение этого слова как промежуточного места между двумя основными помещениями.
Так, лиминальными пространствами являются подъезды, коридоры, станции метро и другие места, в которых мы бываем часто, но недолго и при этом не обращаем на них внимания. В большинстве случаев, мы шагаем по лестницам и идем по коридорам, погруженные в собственные мысли. А когда мы видим эти места на фотографиях, то наконец-то видим их по-настоящему. Скорее всего, именно с этим и связано ощущение дежавю при виде лиминальных пространств на фото.
Почему лиминальные пространства пугают
Но почему же фотографии пустых подъездов, станций метров и так далее вызывают у нас тревогу? Этому есть несколько объяснений.
В первую очередь тревога связана с тем, что привычные на первый взгляд помещения выглядят неестественно. Обычно лиминальные места полны людьми: в метро много пассажиров, магазины кишат покупателями, а в открытых местностях обычно ходят мужчины, женщины и дети. На всех фотографиях, которые публикуются в сообществе «Лиминальные пространства», нет ни одного человека, места находятся в необычном состоянии и пугают — возникает чувство неопределенности, будто что-то должно произойти, но не происходит. К тому же, некоторые лиминальные места «стерильны», в них будто чего-то не хватает.
Также лиминальные места могут пугать из-за того, что ими активно пользуются режиссеры фильмов ужасов. Как правило, при нахождении главного героя на лестнице, пустом магазине или подземном переходе, с ним происходит что-то плохое: нападает маньяк, монстр или еще что похуже. Так что тревога при виде фотографий с лиминальными пространствами может возникать из-за ассоциаций с фильмами ужасов.
Лиминальные периоды жизни
Как и было отмечено чуть выше, лиминальными могут быть не только пространства. Иногда это непростые жизненные ситуации вроде расставания с любимым человеком, серьезное заболевание, переезд и так далее. Во всех этих случаях жизнь человека будто бы делится на «до» и «после» и он находится в переходном состоянии. При этом мы зачастую не знаем, что нас ждет дальше.
Авторы издания Very Well Mind справедливо отметили, что многие люди побывали в лиминальном состоянии в период пандемии коронавируса. Современное человечество впервые столкнулось с опасной болезнью, которая распространилась по всей планете и полностью поменяла наши привычки. Людям пришлось привыкать носить маски, как можно чаще мыть руки, пользоваться антисептиками и соблюдать социальную дистанцию. При этом было совершенно не ясно, когда все это закончится — впрочем, это неизвестно до сих пор.
Несмотря на то, что лиминальные пространства кажутся полными мистики, это не так. Из-за угла никто не выпрыгнет, потому что большинство паранормальных явлений были выдуманы людьми. А если кто-то и видел призраков или имел опыт общения с духами при помощи доски Уиджи для спиритических сеансов, всему этому уже давно есть научные объяснения. Узнать о них подробнее можно в этом материале.