3 навыка, которым на самом деле нужно научить детей в школе
Фотографии: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.
Учитель информатики, блогер и автор образовательного проекта Хабаров.Клуб Сергей Хабаров попросил своих друзей и коллег — преподавателей, маркетологов, разработчиков, редакторов — назвать три главных навыка, которым, по их мнению, должна учить детей современная школа.
Формулировка вопроса была такая:
«Представьте, что вы желаете лучшего для своего ребенка (внука/племянника/ просто знакомого подростка). Представьте, что у вас есть все необходимые ресурсы: свободное время, доступ к любым школам, курсам и педагогам. Как вы считаете, чему стоит научить ребенка для успеха в будущем? Назовите не больше трех вещей и поясните, почему именно они».
Виталий Микрюков, директор по маркетингу IKRA Group, руководитель центра методологии CRAFT, преподаватель креативности в НИУ ВШЭ.
- Развитие воображения и исследовательского мышления — чтобы не переставал исследовать и изобретать.
- Любовь к изучению языков — чтобы развивал мозг и не надеялся на Google Translate.
- Любовь к изучению математики — чтобы понял красоту мира через цифры
Михаил Кушнир, учитель информатики, член правления «Лиги образования».
- Превозмогать себя. Мир, в котором мы живем, все время развивается, это его базовая закономерность. Развитие — это противоречия, конфликты, вызовы. Это больно и интересно. Нужно уметь превозмогать боль и блажь, видеть за этим смысл, интерес, удовольствие.
- Дружить. Без дружбы, умения принять друга, отдать свое другу, ценить и беречь общее, развитие сомнительно и, вероятно, бессмысленно: ради одного себя это скучно и непонятно, зачем.
- Познавать мир (в том числе, себя как часть мира). Без познания невозможно развитие.
Сергей Капличный, редактор, контент-маркетолог, бэкэндер.
- Любопытство. Не представляю, как можно развивать этот навык, но он кажется мне одним из самых полезных. Ведь если есть любопытство, есть и интерес к неизвестному и желание во всём разобраться.
- Забота о ментальном здоровье + творчество. Когда есть привычка рисовать/петь/танцевать, намного легче справиться со стрессом. К тому же, так прокачиваются навыки нестандартного мышления, что пригодится в любой жизненной ситуации. А в идеале, конечно, все люди должны с детства понимать, что такое психическое здоровье и почему за ним нужно следить.
- Навык самопрезентации. Кажется, без умения рассказать о себе/своём проекте/своей деятельности сейчас никуда. Постоянно нужно делиться своими идеями и достижениями, чтобы другие люди хотели с тобой сотрудничать и общаться.
Армен Петросян, блогер, предприниматель, издатель журнала «Жить интересно!», создатель и ведущий курса «Стодневка».
- Умение понимать себя, эмоциональный интеллект. Привычка вести дневник. Навык ставить цели и планировать действия. Наше состояние — это фильтр, через который мы воспринимаем информацию, оно сильно влияет на принятие решений. К сожалению, мой родительский опыт убеждает, что для школы гораздо важнее уровень знаний и количество баллов.
- Безопасность в повседневной жизни. Критическое мышление. Иммунитет к пропаганде. Финансовая грамотность. Действия в чрезвычайных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь. Какой смысл в оценках и учебных предметах, если выпускники легко попадают в финансовые ловушки, ломают жизнь под воздействием пропаганды, теряются в малейшей критической ситуации?
- Взаимодействие с окружающим миром. Умение знакомиться и поддерживать отношения. Открытость новому. Осознанная бережливость. Разумное потребление. Творчество — это самовыражение. Интересная жизнь — это творчество, а возможности для него надо искать во взаимодействии с людьми. Осмысленное отношение к природе и потреблению защищает от воздействия политического и бизнес-маркетинга.
Евгений Лепёхин, редактор и арт-директор студии веб-дизайна.
- Учить учиться. То есть учить получать знания и превращать их в навыки. Времена, когда человек получал профессию и работал на одном заводе всю жизнь, остались в прошлом. Школа должна научить постоянно получать новые знания и навыки на протяжении всей жизни.
- Учиться наслаждаться процессом. Обучение может и должно приносить веселье, кайф, фан. Никто не хочет 40 минут слушать одного человека: через 20 минут наш мозг начинает скучать и искать способы развлечься. Получается, КПД одного урока — 50%, не очень-то эффективно. Школа должна стать местом, где каждый ребёнок учиться слушать себя, находить свои таланты и раскрывать их; понимать, что ему нравится, а что не очень.
- Учиться ошибаться. Ошибки — лучший способ чему-либо научиться, без них это в принципе невозможно. Учителя не должны ставить двойки за «неправильное» видение писанины Достоевского. Как только школьников перестанут ругать за ошибки, наступит новая эпоха.