Квартира в скандинавском стиле по проекту Валентины Лабодиной
Дизайнер Валентина Лабодина оформила интерьер в современном скандинавском стиле. Из этой трехкомнатной квартиры в центре Москвы открывается потрясающий вид на город: на малоэтажную застройку старой Москвы, сталинскую высотку, на Москва-Сити и Храм Христа Спасителя. Площадь квартиры небольшая — всего 59 кв. метров, однако автору проекта удалось организовать в ней три полноценных комнаты и изолированную кухню.
«Мы — молодая пара родом из Петербурга c маленькой пожилой собакой, — говорят заказчики. — Я училась в Дании, мы часто ездили в командировки и путешествия по скандинавским странам. Мы восхищались северным подходом к обустройству уюта и быта, который совмещает в себе эстетику и практичность во всем. Идея воссоздать эту атмосферу дома появилась намного раньше, чем появилась сама квартира».
«Мы искали квартиру, отвечающую трем критериям: локация, вид и возможность создать анфиладную планировку — частый прием в северных городах, который позволяет впустить в пространство максимум света и воздуха. Все остальное можно поменять. Поэтому нас не смутило ни уставшее состояние квартиры, ни невысокие потолки, ни странность изначальной планировки: ванная играла роль коридора и была проходной».
Дизайнер переделала планировку квартиры в советском московском доме с маленькими комнатами и проходной ванной в анфиладную: эргономичную и удобную. Анфиладная планировка с высокими дверьми позволила трансформировать пространство: распахнутые настежь двери создали ощущение общего светлого объема, при этом в любой момент можно закрыть их и разделить комнаты на отдельные и уединиться. Значительных изменений по сравнению с изначальной планировкой не было: дверные проемы комнат перенесли и выстроили по единой оси, кухню сохранили в ее изначальных границах, санузел объединили, а на месте бывшего туалета организовали хозяйственную комнату, которая выполняет функции кладовой и постирочной. Гардеробную расположили в спальне и оформили ее шторами норен — японскими традиционными занавесками, которые располагают на входе в помещение.
«Моей мечтой было сделать квартиру-телепорт в Скандинавию, чтобы она выглядела и ощущалась так, как будто расположена в Копенгагене или Мальмё. — Рассказывает заказчица. — Вдохновением служили сайты недвижимости в скандинавских городах. Мы c дизайнером поставили себе задачу сделать квартиру не просто в скандинавском стиле, а в точности как в Скандинавии — максимально аутентично».
Цветовая палитра вдохновлена северной природой: в ней преобладают приглушенные серые, молочные оттенки. На этом фоне выделяются натуральные тона: растения добавляют зеленого, дерево и шпон — теплоты. В качестве акцента присутствует черный: в ножках мебели, рамах постеров и зеркал, светильниках. Все стены окрашены единым теплым серым тоном, кроме двух помещений: спальни и санузла. В спальне выбран более темный тон, чтобы создать мягкую и камерную атмосферу, а в ванной — более бодрый зеленый. От ярких акцентных цветов умышленно отказались: их всегда можно добавить аксессуарами при желании освежить интерьер. Важнее было миксовать текстуры: ротанг, камень, дерево, лен, шерсть.
Чтобы визуально поднять потолки, автор проекта предложила поставить высокие двустворчатые двери и высокий плинтус. При этом, в хозяйственные помещения установили двери скрытого монтажа стандартной высоты. Все стены окрашены матовой краской, наличники, плинтус, выключатели и розетки тоже матовые — это создает ощущение общей опрятности помещения. На полу паркетная доска: ее было решено уложить через порожки, которые изготовлены из массива дуба на заказ. Подоконники выполнены из искусственного камня, а на кухне такой подоконник продолжается столешницей. Вывести в один уровень столешницу и подоконник изначально казалось достаточно сложной задачей: уровень столешницы пришлось поднимать, но для высоких хозяев квартиры это стало даже плюсом.
«Один из принципов скандинавского уюта, который оказался нам близок — смешение старого и нового. — Рассказывает заказчица. — В квартире ощущение обжитого интерьера создают винтажные предметы: радиола моей бабушки, которую мы отреставрировали и перевезли из Петербурга, торшер — шведский винтаж, купленный в Москве, а также небольшие аксессуары, вроде китайской фарфоровой вазы 50-х годов».
Основной фокус — на освещении. Предложенная дизайнером схема освещения множеством небольших светильников помогает создать большое количество световых сценариев. Было решено минимизировать технический свет, отказаться от спотов в пользу локального и декоративного освещения. Настольных и подвесных светильников, бра действительно много, но свет нигде не бьет в глаза. Чтобы усилить нужное впечатление и создать атмосферу, весь свет и почти весь декор были заказаны из финских и шведских магазинов от скандинавских марок.
Мебель в проекте максимально функциональная и состоит из простых форм. Подвесные светильники из рисовой бумаги стали отправной точкой в формировании визуального образа: дизайнер расположила их на одной оси, чтобы усилить эффект анфиладности и единого пространства. Решение со стеной с телевизором было подсмотрено у шведских блогеров: телевизор обрамлен стеной с постерами в нейтральных оттенках.
«Изначально не планировалось менять радиаторы — советские чугунные гармошки вполне вписывались в интерьер, они даже присутствовали на визуализациях. — Вспоминает заказчица. — Однако во время ремонта стало понятно, что их состояние оставляет желать лучшего, прораб рекомендовал их заменить. Радиаторы КЗТО стали отличной заменой, теперь все наши гости обращают внимание на них».
«Полным сюрпризов для нас оказался этап демонтажа. Вместо стяжки при строительстве использовали битум — вероятно, доступный материал в 50-х годах в Москве. Под стяжкой оказалась разводка электричества соседей снизу, которую ювелирно пересобирал электрик. А в одной из внешних стен под штукатуркой оказался пемзоподобный материал, предположительно, вулканическая лава. И хотя изначально мы планировали не трогать большинство стен, все ненесущие пришлось отстроить заново».