Что такое школа? Педагогическое творчество
«… любой педагог – он творец».
Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но возникает вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Что является продуктом творчества школьного педагога?
Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.
Для начала давайте определимся с понятием «творчество»
Вот как его толкует Википедия:
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом. Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счет выделения отличительных признаков:
- уникальность, новизна результата,
- невоспроизводимость результата другими людьми,
- отпечаток личности автора в продукте.
Теперь давайте посмотрим, что является ПРОДУКТОМ педагогической деятельности
Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ (не стану утомлять вас ссылками, не на защите):
«Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результатом педагогической деятельности является развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».
Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.
Однако сразу очевидно, что такой продукт педагогической деятельности не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника — раз; воспроизвести этот продукт может другой профессиональный педагог — два; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это, скорее, нежелательный минус, ибо гораздо важнее проявить личность самого ученика — три.
Автором такого продукта педагогической деятельности является всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.
Тогда где же продукт творчества педагога?
Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую
Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».
За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата).
Там же отмечается, что новаторство является жизненным подвигом учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.
Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.
Проанализировав всю деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог, и что несёт в себе его отпечаток, – это его урок.
Урок – вот продукт творчества педагога
Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог занимается подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: сначала долго-долго репетируем, а потом выступаем на публику.
Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это, скорее, – срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет результат — понимание.
Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик всего один, и мотивация уже оплачена.
Таким образом, творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе.
То, что это практически невозможно, является главной и единственной проблемой сегодняшней школы. Эта проблема была всегда, но сегодня она стала неприемлемо критичной.
«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, если только не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле».
Таких людей – единицы. Педагоги-новаторы – среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму – нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.
Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата?
Только не надо говорить ставшую уже почти правдой фразу «есть необучаемые дети». Это – ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий.
Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить
Это – моя правда, проверенная на личном опыте.
Однако вернёмся к педагогическому творчеству.
В связи с вышеизложенным у меня возникает ряд вопросов:
1. Если сегодня урок не срабатывает, каким бы «ФГОСовским» он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.
2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить его чётко прописанной работающей технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня обложили педагога. Опять же увеличится время для его непосредственной работы с детьми.
3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников, каковыми они являются сегодня в большинстве своём? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем один педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.
4. Если все детки станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету, если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?