Как «Переходный возраст» помогает пережить переходный возраст
Создание школьного телевизионного центра «Переходный возраст» стало одним из средств реализации творческих возможностей младших подростков.
Телецентр «Переходный возраст» объединил ребят, которые работают ведущими, дикторами, операторами, режиссерами-монтажерами, звукорежиссерами, редакторами телевизионной программы, режиссерами сюжетов.
Подростки, одаренные многими и многими качествами, такими, как умение общаться с ровесниками и взрослыми, незаурядные актерские способности, знания и интересы в различных областях науки, общественных знаний, музыки, нашли себя именно в создании информационных и познавательных сюжетов передачи для тех, кому от 8 до 14 лет.
Они с удовольствием готовят материалы, которые собираются в телеальманах.
* * *
Как начиналась работа студии
В начале учебного года в школе было вывешено объявление о том, что телестудия «Переходный возраст» приглашает ребят 12 — 14 лет, желающих работать на телевидении. Пришедших оказалось больше, чем могло вместить маленькое помещение аппаратной. Но, поняв, что «легкой жизни» никто не обещает и отделаться просто тем, что человек «записался и будет снимать или будет сниматься», не получается, многие потеряли интерес к непростому делу создания передач. Сейчас на телецентре работают только те, кому это приносит радость творчества.
Сегодня студийцев 19 человек, и каждый знает, что его труд будет востребован.
* * *
Ученики 5-8 классов, как правило, в школе являются не слишком приятными и удобными для учителей. Подростки 10-14 лет — шумные, неусидчивые, у многих резко падает успеваемость. Ребята младшего и среднего подросткового возраста становятся ярыми борцами за независимость и справедливость. Иногда эта борьба оборачивается совершенно дикими выходками. Именно ученики 6-8 классов особенно яростно дерутся с ровесниками, иногда, не рассчитав силы, бросаются драться и со старшими ребятами, если им кажется, что их интересы или права ущемляются.
Они вступают в затяжные конфликты с учителями, родителями.
Именно в этом возрасте многие ребята пробуют курить, начинают эксперименты с алкоголем, наркотиками.
Некоторые подростки убегают из дома, начинают бродяжничать, воровать. Они часто становятся жертвами взрослых правонарушителей, которые считают, что участие ребят до 14 в кражах, разбоях, бандитизме, торговле наркотиками даёт шанс взрослым уйти от ответственности.
Главная задача воспитателей — не потерять доверие ребят, помочь им найти себе дело по душе.
Неуемную энергию, как мальчиков, так и девочек, довольно сложно направить в мирное, созидательное русло. Взрослые часто боятся и не хотят заниматься такой неуправляемой массой юных бунтарей. Но ребятам 10-14 лет можно и нужно предложить такой вид деятельности, который поможет им утвердиться в классном, а, может быть, и в школьном коллективе.
* * *
В связи с тем, что передача «Переходный возраст» стала выходить в еженедельный эфир, пришлось очень четко организовывать работу телестудии. Ежедневно дежурит бригада, которая готовит информационные сюжеты. В состав бригады входит автор-ведущий, оператор, ассистент оператора, который занимается записью звука, техническим оснащением камеры. (При наличии нескольких выездов на съемку ассистент оператора может подготовить материал с помощью резервной камеры, выехав на место съемок с корреспондентом, готовящим оперативный сюжет).
Раз в неделю записываются дикторское ведение передачи.
Организованная таким образом жизнь детского творческого коллектива представляется руководителям телестудии оптимальной. Ребята могут не только качественно и быстро готовить материалы, но и имеют достаточно времени оценить их ценность — как техническую, так и творческую.
Такая организация позволяет студийцам успешно выполнять не только задачи, связанные с созданием программы, но и не пропускать занятия в школе.
* * *
Передача выстраивается следующим образом
Во-первых, это информационные материалы о том, что произошло или произойдет в ближайшее время в городе, округе, районе, школах, Домах детского творчества.
Во-вторых, это сюжеты тематических рубрик. Часть рубрик носит характер хроникально-документальный, познавательный. Сюда могут быть включены сюжеты, о памятных и юбилейных датах; встречи с руководителями тех или иных подразделений; сюжеты, которые помогают ребятам заглянуть за страницы учебников и пр.
Особое место занимают рубрики «постановочные». Это сюжеты для мальчиков («Добрый молодец») и для девочек («Девчоночьи секреты»); сюжеты по основам права (Я имею право…»), этики («Куда себя вести?») безопасной жизни подростков (в этот раздел включена рубрика, посвященная пропаганде здорового образа жизни).
Не забыты и такие направления молодежной жизни как спорт и музыка, причем не только традиционная пропаганда тех или иных видов спорта или тех или иных направлений музыки, но и спорт как средство воспитания стойкости; музыка как средство эстетического воздействия на духовный мир подростка.
Каждая рубрика имеет ведущего. Каждый 10-14-летний ведущий является автором материалов, которые с помощью таких же юных режиссеров, операторов, монтажеров, звукорежиссеров, — он старается снять, смонтировать, озвучить.
Дикторами передачи являются самые младшие студийцы (ребята 8-9 лет)
* * *
Создание школьной телестудии внесло в жизнь подростков новый и интересный для них творческий поиск. Позволило отвлечь их от уличной жизни, дало возможность развить и расширить свой потенциал. Также многие ребята всерьез задумались о том, чтобы связать свою жизнь с журналистикой, многие решили, что будут готовиться к поступлению в творческие вузы.
Взрослым стало легче воздействовать на внутренний мир ребят.
Дело в том, что большинство студийцев — дети из неполных семей, многие отстают от своих сверстников в физическом развитии, до последнего времени большинство ребят, работающих на телестудии, имели неудовлетворительные оценки по многим предметам. Сегодня положение изменяется в лучшую сторону. Научившись общаться внутри коллектива телевизионщиков, ребята почувствовали, что они без действенной помощи не останутся. Многие стали терпимее и мягче в отношениях со сверстниками, многие отказались от дурных привычек, некоторым удалось наладить отношения с родителями.
Родители часто приходят на телестудию, им интересно, чем так увлеченно занят их сын или дочь. Контакт с родителями очень важен в работе с подростками. Налаженное понимание ребенка в семье часто становится основой хороших, близких отношений взрослых и детей, а значит, и работа на телестудии становится более качественной, потому что подросток уже понят, а значит, защищен, ему легче наладить контакт и с учителями. Его успеваемость выравнивается.