Вы заслужили ценный ТРИЗ

Фаршированная рыба – так говорил об ученике, нашпигованном знаниями, советский физик Александр Минц. Но эта рыба уже не может плавать… Качественное обучение предполагает высокую степень понимания, а она приходит в творческом процессе. Именно так строит курсы обучения ТРИЗ-педагогика.

Дивный новый мир

Узкая специализация – удел насекомых. Чем более развито животное, тем менее оно специализировано, тем более оно способно обучаться и приспосабливаться под изменяющиеся условия.

В нашем динамичном мире самая востребованная «профессия» — это умение быстро менять профессии, то есть быстро переучиваться, осваивать новую деятельность.

Такое умение присуще креативным людям.

Мир стал глобальным. Это означает глобальную конкуренцию всех со всеми. Три качества требуют сейчас все передовые компании: знания по профессии, умение работать в команде, умение решать проблемы.

Кроме конкуренции людей с людьми есть ещё конкуренция людей c техносферой. Не более десяти лет осталось до того, как во всей своей пугающей мощи покажет себя искусственный интеллект. Любые, в том числе высокоинтеллектуальные, функции, которые можно формализовать, будут формализованы и отданы технике. Это так же естественно, как сегодня естественно, что компьютер быстрее и точнее справится с разложением функции в ряд Фурье, чем любой выдающийся математик.

Человеку остаётся то, с чем искусственный интеллект еще долго не справится. Это эмоции и креатив.

Ещё один аспект динамизации и глобализации мира — глобальные противоречия. Столкновения разных культур и интересов людей, стран — это противоречия, которые нужно решать тонко, ибо традиционные военные способы стали слишком опасны. Кто-то должен вязать концы в один узел. Необходимы Решатели. Люди, способные найти решение самых сложных, многофакторных задач, с которыми раньше никто не сталкивался.

Как этому научить? Как развить креативное мышление?

Три вектора ТРИЗ

ТРИЗ-педагогика – система обучения креативному мышлению – стоит на фундаменте теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Идея основоположника этой теории Генриха Альтшуллера состояла в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. В зависимости от возраста учеников выбираются разные объекты изобретательской деятельности. Например, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры, пишут сочинения от имени предметов и т. д. Особое место занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов.

Вот основные направления ТРИЗ-педагогики:

1. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолета, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит. Развитая интуиция — следствие большого числа решённых задач. Поэтому в нашем учебном курсе есть множество творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.

2. Обучение методам решения творческих задач

Это и приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

3. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех – это труд. Эффективный Решатель не представим без умения организовать свой труд.

Организация труда включает в себя:

  • планирование изобретательской или исследовательской работы;
  • умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;
  • реферирование;
  • владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в ёмкие опорные сигналы (образы);
  • навыки скорочтения;
  • планирование рабочего времени и т.д.
  • Для организации коллективной интеллектуальной работы нужны следующие умения:
  • вести научную дискуссию и чётко аргументировать доводы;
  • представить отчёт о своих достижениях в устной и письменной форме;
  • редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося) и т.д.

Откликнулись на ТРИЗывРаботу над созданием ТРИЗ Генрих Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Альтшуллера, написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли поверить в себя. Постепенно теория стала находить последователей. В 1989 г. в рамках тризовского общественного движения была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. В настоящее время в ассоциацию входят ТРИЗ-объединения из более чем тридцати стран.
Ряд университетов европейских стран, России, Японии и США вводят ТРИЗ в свои учебные программы. Среди них такие престижные университеты, как Королевский Технологический Институт Мельбурна, флагман политехнического образования Массачусетский технологический институт (США).

Путь к знаниям лежит через… (желудок?)

…удивление

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на вопросы, которые он не задавал, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши? Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор — нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

Процесс обучения должен включать в себя удивление ученика как обязательный элемент.

…деятельность

Знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания.

Когда мы учим вне деятельности, без интереса и эмоций, нам приходится «вбивать» знания в голову, через сопротивление ученика. Отсюда низкий КПД образования. Отсюда необходимость многократно выполнять однотипные упражнения. Отсюда кажущаяся, искусственно вызванная «тупость» многих учеников.

Есть только два типа мышления — репродуктивный и творческий. Репродуктивный – мышление по образцу. Если строгого образца нет, то, чтобы что-то сделать, нужно придумать как. Это уже творческое мышление.

В ТРИЗ мы считаем, что теория должна усваиваться только путём творческой мыслительной деятельности — то есть путём решения открытых задач.

…ошибки

Живая работа ума — вот что является содержанием настоящего образования. В творческой работе ума, в рассуждениях о неизвестном ошибка — такая же движущая сила познания, как и твёрдо установленный факт или эксперимент. Все великие умы человечества совершали ошибки, выдвигали ложные гипотезы. И они не боялись этого делать — потому и стали великими.

В ТРИЗ мы безоговорочно признаем право на ошибку в творческой работе.

Почему прыгали газели
 

Курс «Учись мыслить смело!», занятие с группой детей 15-16 лет. Обсуждаем такую открытую задачу. Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а пасутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпрыгивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящегося недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг». Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.(рис — Газель Томсона в «свечке»).

Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит — три вопроса, не больше. Я отвечаю.
— Газели так поступают, когда рядом только один лев?
— Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.
— А среди других похожих животных наблюдается такое явление?
— Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.
— А как далеко находится хищник?
— Типовой дистанцией можете считать 20-30 метров.Теперь разбиваемся на мини-группы по 4-5 человек и ищем гипотезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей. Даю на это 7 минут.

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну, а лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна — в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем особенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от слабых. 

— Отлично! — продолжаю диалог. — Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью? 

После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней. 

— А, понятно! — восклицает один из подростков, — она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!
— Кстати, — продолжаю я, — уникальное ли это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников? Можете ли вы привести и другие подобные случаи? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, искать информацию в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка — типичная открытая задача. По типу — исследовательская. По предмету — биологическая.Чему учатся дети при таком подходе?
· Умению толково задавать вопросы? 
— Да.
· Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? 
— Да.
· Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т.д. гипотезы? 
– Да.
· Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? 
— Да.
· Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? 
— Да!
· Умению самостоятельно выражать свои мысли? 
— Да.
· Новым знаниям? 
— Да.
· Умению искать информацию? 
— Да.

Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли гипотезу Захави — по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Вот еще одна задача.В национальном парке живут волки. Учёные хотят каждый год определять их количество, при этом никак не влияя на их естественную жизнь. Как это сделать?

По типу эта задача — изобретательская. А по своему предметному содержанию какая? Можем мы её отнести к биологии? А к экологии? А можем рассматривать её как физико-техническую? Да-да-да. Ведь как только мы начнём решать, возникнут предложения с использованием наблюдения со спутников, видеокамер на волчьих тропах, инфракрасных регистраторов и так далее. То есть эта открытая задача — полипредметная. 

Таких задач в ТРИЗ-педагогике большинство. Достоинство их ещё и в том, что они объединяют частные знания в единый комплекс.

Рассмотрим ещё одну учебную открытую задачу.

Современные города — это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы. Сделайте предложения для архитекторов — как решить эту проблему? Только не предлагайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом — это банальные решения. Найдите что-то более оригинальное!

Анализируя условие задачи, мы можем обсудить: а зачем людям нужна природа? Чем плоха жизнь в «каменных джунглях», среди небоскрёбов? Какой вред природе наносят города и как его можно минимизировать? Предложив решения задачи, мы можем расширить её условие и исследовать, какие возможности совместить комфортную городскую жизнь и природу появятся в будущем.

Вам было не скучно читать условия этих задач? А решать их, да всем вместе – еще интереснее! Вот так же не скучно и детям. И это важно, ведь скука — яд для ума.

Креативность — элементарно

Совсем скоро откроется портал Creatime, на котором можно будет "прокачать" свои креативные навыки

Креативность — системное качество, можно выделить некоторые составляющие, элементы креативности.

Полимодельность — умение описывать объект в разных моделях, смотреть под разными углами зрения, в разных контекстах. Найти необычный ракурс, толкование, понимание — искусство, граничащее с волшебством. Именно это «волшебство» приводит к открытиям, ярким изобретениям, позволяет разрешить порой кажущиеся тупиковыми ситуации.

Когда Александр Македонский присоединил Иудею к своим владениям, возникла религиозная коллизия. Все подвластные Александру народы были обязаны в своих храмах разместить его статуи. Таким образом Александр добивался популярности и запоминания. Но для евреев это было бы предательством своей религии. Как быть? И тогда, согласно преданию, евреи предложили Александру вместо установки статуй в храмах дать его имя всем мальчикам, родившимся в течение года. Царь остался доволен и даровал им новые льготы.

Умение мыслить противоречиями. Сильный ум может удерживать в голове не просто разные подходы к одной задаче, разные взгляды на один объект, но и противоположные! В ТРИЗ-педагогике детей целенаправленно учат работать с противоречиями. Для этого есть игры, специальные упражнения. Например, такое. Две группы учеников сталкиваются в попытке доказать противоположные тезисы. Скажем, одна доказывает, что искусственный интеллект безусловно необходим людям и его нужно изобретать и внедрять, а другая — что он вреден и опасен и что разработки в сфере искусственного интеллекта нужно законодательно запретить. После этого столкновения проводится рефлексия, критический анализ аргументов.

Острое противоречие загоняет разум в ловушку, демонстрирует якобы неразрешимость задачи. Противоречия появляются, обостряются и ставят нас в тупик во всех сферах жизни. В любой сфере деятельности, где есть развитие, есть и противоречия. Но если мы умеем их разрешать — мы «на коне». Дети, прошедшие такую подготовку, решившие сотни подобных задач, воспринимают противоречия естественно, как сигнал наличия интересной задачи, а не как тупик.

Однажды у шотландского барона и математика Джона Непера случилась неприятность: пропала ценная вещь. Подозрение пало на слуг, но ни одного из них нельзя было обвинить наверняка. И тогда Непер объявил, что его чёрный петух обладает способностью открывать своему хозяину тайные мысли. Каждый слуга должен был войти в тёмную комнату, где находился петух, и дотронуться до него рукой. Было сказано, что петух закричит, когда вор до него дотронется. И хотя петух так и не закричал, Непер всё же определил вора… Каким образом?

Эта задача, исторический анекдот, отлично раскрывает смысл одного из главных понятий ТРИЗ. Идеальный конечный результат. В данной ситуации идеальный конечный результат звучит так: вор сам сознаётся. Но, по понятным причинам, сам он этого делать не хочет. Значит, нужно сконструировать такую ситуацию, в которой вор сознается в злодеянии, не сознаваясь в этом. Фантастика? Нет, вполне разрешаемое противоречие не только в историческом анекдоте, но и в реальной жизни. Вот как поступил Непер: он предварительно обмазал петуха сажей, и чистые пальцы одного из слуг стали доказательством его виновности. Таким образом было разрешено противоречие — вор не признавался на словах, но признался тем, что побоялся дотронуться до петуха.

Уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности, в победах. Вот почему важны победы в олимпиадах и конкурсах, самостоятельно сделанные, доведённые до конца проекты самого разного содержания.

Критичность. Существуют ловушки, в которые иногда попадают люди с хорошим творческим потенциалом. Некоторые из них настолько опасны, что превращают жизнь такого человека или в борьбу против всех, или в сплошное шоу-пустоцвет. Одна из самых распространённых ловушек — отсутствие критичности. Прежде всего — самокритичности. Отсутствие здравой оценки своих идей.

В традиционной системе образования любая мера критичности, так или иначе изначально присущая ребёнку, мешает учиться ему самому и мешает учителю. Ведь цель учителя — передать учащимся сумму устоявшихся фактов, и критическому отношению к ним просто нет места. Всё, что говорит учитель, должно быть принято как истина.

В ТРИЗ-педагогике большое значение имеет тренинг навыков критичного осмысления себя и окружающего мира. Один из важнейших выводов, который должен сделать для себя хорошо образованный человек: любое (именно так — любое) решение имеет какие-то недостатки. Привычка самому искать недостатки своего решения и привычка неагрессивно относиться к поискам этих недостатков другими людьми — тоже культивируются в ТРИЗ-педагогике.

Подробнее о ТРИЗ-педагогике в только что вышедшей в издательстве "Вита-пресс" книге. Электронный вариант доступен в ЛИТРЕСе.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Читайте также
Close
Закрыть