Шесть вопросов к авторам новой модели аттестации учителей
Мы собрались в редакции и обсудили процесс внедрения новой системы аттестации, почитали комментарии к публикациям на сайте, чтобы сформировать редакционную позицию. В результате обсуждения поняли, что есть несколько принципиальных вопросов, без ответа на которые мы не можем прийти к единому мнению. Поэтому решили задать их авторам новой системы аттестации публично. Если этот материал наберёт хотя бы 100 «спасибо» и/или 100 000 просмотров, мы, воспользовавшись Законом о СМИ, сделаем официальный запрос в Минобрнауки, Рособрнадзор и все остальные причастные ведомства с просьбой сформулировать на них ответы.
1. Зачем нужна аттестация?
Практически нигде в других отраслях (кроме медицины) нет подобных, многоступенчатых систем аттестации. Решение о найме на работу принимает руководитель по совокупности факторов, учитывая репутацию и опыт соискателя. В дальнейшем продолжение сотрудничества идёт на основании результатов работы и с учетом мнения коллектива или выборного представительного органа.
Если ни одна из систем аттестации учителей не смогла удовлетворить разнообразные запросы, и приходилось менять ее формат раз за разом, то почему не ставится вопрос об ее целесообразности?
2. Почему нельзя заменить аттестацию педагогов аттестацией руководителей?
У грамотно работающего директора не может быть некомпетентных и неквалифицированных сотрудников, поскольку руководитель-профессионал наладит в школе систему наставничества и взаимообучения,самообразования учителей. Иначе руководитель сам некомпетентен.Значит, достаточно аттестовать руководителя образовательной организации, чтобы удостовериться в том, что педагоги школы вполне компетентны в своей деятельности.
3. Почему формы аттестации носят провокационный характер?
Новая модель аттестации предполагает довольно унизительные для учителя процедуры: тест на знание предмета, решение педагогических задач, видеосъемка урока. Само наличие этих аттестационных процедур говорит о недоверии учителю, его профессионализму. Сомнению подвергается даже знание предмета. При этом любой учитель — это дипломированный специалист, который сдал государственные экзамены и защитил диплом.
4. Почему аттестацией не занимаются профессиональные союзы?
Декларируется, что именно профессиональный союз работников образования занимается защитой прав педагогов, сама логика деятельности этой организации предполагает ее участие в аттестационных мероприятиях, чтобы контролировать, не нарушаются ли права учителей. Так почему же профсоюз остается в стороне от аттестации?
5. Почему нет оценки стоимости внедрения новой системы аттестации?
Опыт ЕГЭ показал, что построение системы независимой государственной оценки не приводит к уменьшению конфликтов, повышению качества образования и уж тем более к уменьшению расходов на администрирования самой системы.Расходы на проведение Единого государственного экзамена растут каждый год, не ожидает ли новую систему аттестации те же последствия?
6. Почему нельзя заменить аттестацию гарантированным качественным повышением квалификации каждого педагога?
Насколько мы понимаем, цель проведения аттестации педагогов состоит в том, чтобы удостовериться в их высоких профессиональных качествах, достаточном для преподавания уровне знаний, умений. Соответственно, прохождение учителями курсов повышения квалификации, направленных на знакомство учителей с новыми, доказавшими свою эффективность методиками преподавания, современными научными открытиями в областях преподавания, послужило бы цели аттестации ничуть не меньше самой аттестации, но при этом снизило бы градус недовольства учителей и уменьшило бы на них нагрузку.