Три педагогических правила от Екатерины Великой
Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования. |
Русская императрица Екатерина Великая вошла в историю как дама в высшей степени разносторонняя. Было бы удивительно, если бы она не сказала свое слово в том числе и в педагогике. Действительно, матушка Екатерина — автор методики, по которой воспитывался и получал образование ее внук, будущий император Александр Первый. Который, в свою очередь, вошел в историю, как один из самых выдающихся русских царей.
Никаких послаблений
Государь не должен быть изнеженным, расслабленным и робким. Никакого сюсюкания. Единственно возможное обращение к ребенку — господин Александр.
Екатерина пишет шведскому королю Густаву Третьему: «Только что он появился на свет, я взяла его на руки и, когда он был выкупан, перенесла его в другую комнату, где положила его на большую подушку; его завернули в ночное покрывало…. Потом его положили в корзину… чтобы приставленным к нему женщинам не вздумалось качать его; эту корзину поставили на диване за ширмами».
И так — на протяжении всего детства. Не качать. Не пеленать. Температура в детской — не выше 15 градусов по Цельсию. Окно выходит на Адмиарлтейство — господин Александр должен сызмальства привыкать к выстрелам. Два-три ежедневных купания в холодной воде. Если мальчик плохо обращается с куклой — ее незамедлительно отбирают.
Результат не замедлил сказаться. Императрица пишет: «Он не знает простуды, он полон, велик, здоров и очень весел, не имеет еще ни одного зуба и не кричит почти никогда».
«Бабушкина азбука»
Наступило время обучать ребенка грамотности. Екатерина справедливо рассудила, что здесь можно убить двух зайцев одним выстрелом. Будущий царь осваивал премудрости чтения по подобранным императрицей изречениям.
«Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна».
«Праздность есть мать скуки и многих пороков».
«Честность есть неоцененное сокровище».
«Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу».
«Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было».
«Законы можно назвать способами, коими люди соединяются и сохраняются в обществе, и без которых бы общество разрушилось».
«Милость — хранитель государства».
И так далее, включая 126 избранных русских пословиц.
В результате мальчуган обучается чтению, в его голову закладываются основные идеи, которыми впоследствии он будет руководствоваться, сидя на престоле. А список изречений издается в 1781 году под названием «Бабушкина азбука». Тираж — 20 тысяч экземпляров — расходится за две недели. Самые передовые матери Империи обучают своих отпрысков по этому руководству.
Без самостоятельности все теряет смысл
Господин Александр обладает богатырским здоровьем, пытливым умом, он милосерден, справедлив, метко стреляет и прекрасно держится в седле. Теперь необходимо предоставить ему максимальную самостоятельность дальнейшего развития.
Да, он подконтролен, но контроля не чувствует. Хочет — пойдет в людскую, хочет — на кухню, хочет — в столярную мастерскую. У поваров просит, чтобы они научили его готовить, у столяров — сколачивать мебель, он рубит дрова, чистит лошадей и оклеивает стены обоями.
Всякий день начинается с чтения, и он сам так решил: «Мне потом больше захочется гулять, чем читать, и если я теперь не почитаю, то день у меня пропадет».
Ввел для себя правило: как только встретит в книге незнакомый город или государство — тотчас бежит к большому глобусу. Глобус, разумеется, предусмотрительно подарен бабушкой.
Прямое воздействие на воспитание закончено. Но Екатерина Великая, что называется, держит руку на пульсе. Лично отбирает учителей — из числа самых светлых умов государства. Незаметно подкладывает в библиотеку Александра нужные книги. Следит, чтобы ребенка не перегружали лишними знаниями и навыками: «Музыке и виршам учить не для чего — тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства».
В 1784 году Екатерина пишет своему приятелю, немецкому публицисту Фридриху Мельхиору Гримму: «Господа Александр и Константин… перешли в мужские руки, и в их воспитании установлены неизменные правила; но они все-таки приходят прыгать вокруг меня: мы сохраняем прежний тон».
Можно сказать, миссия выполнена.