Школьная психологическая служба: зачем, как, для кого

Отрицать необходимость психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса бессмысленно. Школа — это тот социальный институт, который обязателен для подрастающего поколения, и именно в школьный период вершится становление юного человека как личности и полноправного члена общества.

Мне довелось побывать в американской школе. Там вопрос о необходимости психолога в школе не стоит вообще. Психолог обязателен в школе. У меня была возможность познакомиться с работой моего американского коллеги. Оказывается, самое главное в деятельности психолога — это не удовлетворение запросов администрации и педагогов, а работа с запросами юных людей.

К психологам школьники обращаются по разным причинам, чаще всего у детей возникают вопросы личностного характера: почему меня не любят, почему меня не понимают, почему на меня не обращают внимания, как понравиться и так далее. Существенно реже причиной обращения являются проблемы в обучении. И это вполне нормально, я думаю. Становление личности юного человека — процесс многогранный. И успеваемость в школе может быть не самой главной проблемой в жизни подростка, юноши и девушки.

Меня удивило, что и для родителей американских школьников обращение к психологу является естественным и необходимым. У нас далеко не так. Мы сильно отстали в этом от цивилизованного общества.

Когда в 90-е годы прошлого столетия стали вводить психологов в школу, я незамедлительно обратился в Министерство образования к ведущему психологу Асмолову. Мне рекомендовали получить переподготовку по психологии в Москве и Ярославле. Поехал в Ярославль, как-то добился допуска к экзаменам для поступления на факультет школьной практической психологии. Вступительные испытания  выдержал и приступил к учёбе. Занятия проходили в большей своей части в тренинговом режиме. То есть с 8.00 и до 17.00 мы в круге поднимали, рассматривали, решали проблемы школьной действительности. Процесс обучения очень увлекал, мы практически все время пребывали, если так можно выразиться, в состоянии психологии.

Вернувшись в школу, приступил к созданию системы психологической помощи. Определил приоритеты в работе.

Повышение психологической культуры учителей

Понимал, что это задача не простая. Меня несколько лет в коллективе знали как учителя. Но с осторожностью отнеслись ко мне в роли психолога. Поэтому взять на себя обязательство учить учителей, откровенно сказать, не решался. Но понимал, что это необходимо.

Обратился к известному психологу из вуза Е. Морозовой. Она-то и помогла мне своим профессионализмом замотивировать учителей на принятие меня уже как психолога.

Нами было подготовлено практическое пособие для учителя «Познайте себя и своих учащихся».       

Я, работая в школе в новом качестве, довольно быстро понял, что непременное условие для успешной деятельности психологической службы в школе — это заинтересованность  и поддержка  со стороны администрации школы. И, конечно, чтобы психолог был принят педагогическим коллективом как равноправный участник образовательного и воспитательного процесса.

Следующее направление работы — это изучение особенностей ребят, приходящих учиться в первый класс

Познать, чтобы помочь

Помочь, в первую очередь, учителю получить представление об особенностях и степени готовности ребёнка к обучению в школе.

Для этого нами была разработана совместно с педагогами определённая система приёма в первый класс. Речь не идёт о том «годен» или «не годен», «способный» или «не очень способный». Ребёнок поступает в школу, и мы с распростёртыми объятиями его принимаем. Но чтобы помочь ему  и его родителям начать новый этап в жизни без излишних переживаний, мы основательно пытаемся познакомиться с ним на школьном  старте.

За время работы в качестве практического психолога в школе я убедился в особой важности для развития ребёнка периода начальной школы. Именно в этом возрасте (младший школьник) формируются так называемые базовые основания психики ребёнка:
1.      Личностно-активное отношение к новому.
2.      Отношения «Я-другой».
3.      Произвольность деятельности.
        
Эти основания, стихийно сложившиеся или неправильно воспитанные у ребёнка в период начальной школы, чаще всего сохраняются в своих специфических особенностях и в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста.

Задача первого знакомства с будущим первоклассником состоит в том, чтобы в максимально короткое время диагностировать уровень познавательных процессов, отследить личностные особенности ребёнка. Это очень непросто, но необходимо. Разумеется, полученные данные о ребёнке  в ходе первого знакомства — это всего лишь исходный материал для дальнейшего, более обстоятельного знакомства и работы с ребёнком. И чтобы этот исходный материал в большей степени соответствовал истине, первое знакомство проводим в присутствии родителей.

Еще одна важная часть работы школьного психолога — психологическая профилактика 

Это текущая работа по адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Занятия по повышению уровня познавательных процессов у детей, посещение уроков в целях уточнения тактики работы с тем или иным учащимся, определение ведущих каналов восприятия у детей с последующим рассмотрением возможностей и так далее.

Регулярными в нашей практике являются психолого-педагогические консилиумы по проблемам успеваемости, поведения конкретных учащихся.

Психолого-педагогические консилиумы проводятся по инициативе учителей, родителей по мере необходимости. Психологическая служба готовит данные о психологических возможностях учащегося, медицинские работники представляют сведения о состоянии здоровья, классный руководитель представляет данные о фактической успеваемости и поведении учащегося. Приглашаются также сам ребенок и его родители.

Ведется обсуждение путей помощи ученику с учетом его возможностей. Начинаем разговор с того, что задаём вопрос ученику: «Как ты думаешь, чем можно тебе помочь в учёбе? Сам какие трудности видишь в освоении учебного материала?» Затем высказываются учителя, психолог. Цель – выработать оптимальные меры помощи ребенку. К примеру, психолог приглашает  потренировать соответствующие познавательные процесс (память, мышление, воображение), учитель предлагает консультации индивидуальные и так далее. Договариваемся, когда вернёмся к вопросу снова, предварительно проанализировав результаты помощи. Следующая часть консилиума проходит в отсутствии ребенка. Анализируем медицинские данные о состоянии здоровья, знакомимся подробнее с данными психологического обследования. Советуемся с родителями по поводу отслеживания результатов. Практика показала, что эффективность подобных встреч достаточно высокая.

В рабочем режиме ведутся консультации родителей по психологическим проблемам детей и самих родителей, работает телефон доверия (три часа в неделю).

Значительный объём работы — это психологическая диагностика индивидуальных особенностей учащегося 

Это определение уровня познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также личностных качеств.

Не секрет, что и семья, и школа нередко становятся причиной появления функциональных неврозов у детей. И если вовремя не выявить состояние тревожности, то это может привести к серьёзным последствиям. Диагностика помогает определить истинное состояние ребёнка.

Но недостаточно выявить отклонение, например, в уровне познавательных процессов или в поведении, важно помочь ребёнку. Это уже практическая индивидуальная, коррекционная  работа психолога с ребенком.

И, наконец, насущной проблемой для учащихся является выбор будущей профессии.  С этой целью ведётся работа по профессиональной ориентации. Эта работа осуществляется в союзе с классными руководителями и родителями. Задача психологической службы, в первую очередь, — диагностирование и выработка рекомендаций. Именно рекомендаций, а не директивных установок.

Психологическая служба также работает по запросам классных руководителей и родителей. В зависимости от запроса готовится программа занятий, встреч, тренингов по соответствующим проблемам.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Читайте также
Close
Закрыть