Очевидное-невероятное: образование в России есть, но не нужно
Мы продолжаем серию публикаций «Очевидное-невероятное», в которой анализируем ставшие рутинными установки и традиции в образовании, смысл которых оказывается весьма спорным в нашу эпоху, и которые требуют критического переосмысления.
Есть две новости: одна хорошая, а другая плохая. С какой начнем?
Начнем с позитива. Несмотря на острую критику того, что происходит в общеобразовательной школе, образование в России все еще есть!
Вот что рассказывает о состоянии образования в России министр О.Васильева (на генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2017 года). Она отмечает массу преимуществ отечественного образования по сравнению с зарубежным, а в качестве ключевых — большой процент россиян с высшим или средним профобразованием, а также систему кружков и секций для детей и подростков. Так, доля россиян, окончивших вуз или колледж, достигает 56 %. В то же время в странах ОЭСР (организации экономического развития и сотрудничества, включающая страны Евросоюза, Израиль, Турцию, Австралию, Канаду, Мексику, Чили и др.) таких людей не более 37 %. Количество жителей России в возрастной категории до 25 лет, не получивших общее среднее образование, составляет 5 % по сравнению с 18 % в государствах-членах ОЭСР.
Помимо этого, в РФ доля студентов, которые получили диплом и не были отчислены в процессе обучения, достигает 90-92 %. В странах ОЭСР таких 64 %.
Система допобразования в России, по мнению О.Васильевой, также является одним из наших преимуществ. Эта система не имеет аналогов в мире, в то время как в РФ свыше 70 % школьников посещает как минимум один кружок или секцию.
А теперь плохая новость…
Известная международная консалтинговая компания Boston Consulting Group совместно с WorldSkills Russia и Global Education Futures провела масштабное исследование под названием «Россия 2025: от кадров к талантам», в котором приняли участие 3,5 млн человек из 22 отраслей. Было проанализировано распределение рабочих кадров в современной России по трем категориям: «Знание», «Умение» и «Правило».
Выяснилось, что сегодня в России только 17 % населения заняты в области «Знание». К этой категории относятся люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений. По показателю страна в 1,5 раза уступает США и Японии, в 2 раза — Сингапуру и в 2,6 раз — Великобритании.
Большинство россиян (48 %) попадает в категорию «Правило» — занимаются физическим трудом и большую часть рабочего времени выполняют повторяющие типовые задачи. Другие 35 % входят в область «Умения», то есть выполняют рутинную работу и принимают решения в рамках правил. К этой категории относятся прорабы, администраторы, а также большинство видов экономистов, чиновников и юристов.
Наиболее массовыми профессиями являются профессии водителя, продавца и охранника (вместе 18 %). Согласно исследованию, 80 % трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. Т.е. выпускники средних и высших учебных заведений работают на таких позициях, на которых образование не является обязательным и важным.
Не хватает и людей, занятых малым бизнесом. В России их всего 15 % от общего числа трудоспособного населения. В Индии к этой группе относится 40 % граждан, в Германии — 63 %, а в Китае — 80 %.
По мнению аналитиков, такое распределение характерно для стран, которые находятся на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний. К тому же для России пока характерна модель социальной занятости и сырьевая модель экономики.
Для большинства россиян в приоритете остается стабильность, а не профессиональное развитие, карьера, успешность. Согласно исследованию, стабильности отдает предпочтение 98 % трудоспособного населения. В то же время 6,5 % россиян живет в условиях трудовой бедности.
Аналитики также отметили, что образование (как среднее, так и высшее) в стране стало всеобщим, но от этого утратило свою значимость и ценность. Образованность заменилась дипломированностью. Однако, опрос среди компаний показал, что 66 % предприятий считают, что не смогут развиваться из-за отсутствия квалифицированных кадров. Только на втором месте в списке проблем долгий срок окупаемости инвестиций, а на третьем — устаревшее оборудование и технологии.
Такое положение на рынке труда в будущем может только усугубиться. По оценкам BCG, к 2025 году дефицит кадров в категории «Знание» составит более 10 млн человек. В то же время около 10 млн специалистов в других областях окажутся невостребованными.
О.Васильевой совершенно не стоит гордиться такими показателями образования в России. Это образование не нужно, оно слабо сказывается на том, что делают и как работают выпускники разных учебных заведений. Можно сказать, что это образование не приводит к возникновению у населения компетенций, нужных для современного мира.
А теперь традиционные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Относительно вопроса, кто виноват, есть 3 версии ответа:
- государство;
- образование;
- традиции и менталитет россиян, короче говоря, они сами.
Прошу читателей данной статьи высказаться в комментариях, какую версию считают наиболее правильной лично они.
Я, например, не считаю, что государство вообще что-то может сделать в создавшихся условиях. Оно и так стимулирует в вузах проводить набор на инженерные специальности. Остается только доплачивать людям, работающим в сфере «Знания» и повысить налогообложение работников сфер «Правила» и «Умения», например, штрафовать тех, кто получил образование, но работает не по профилю. Например, если ты по специальности учитель, но работаешь продавцом — будь любезен, верни государству стоимость обучения. Не сомневаюсь, что кто-то из депутатов Госдумы вот-вот придумает и внесет такое предложение. В целом шаги государства в плане развития рынка труда в стране остаются крайне неуклюжими и неэффективными.
Основную вину и ответственность за создавшееся положение следует возложить на образование. Именно оно в силу реализуемого им фронтального обучения, классно-урочного метода как раз и формирует массы людей, ориентированных на исполнительность, на действия по правилам и под руководством свыше, на реализацию давным-давно полученных в школе умений. Также именно образование ответственно за формирование ментальности россиян, главной характеристикой которого является избегание изменений и «прогиб» перед сложившейся системой и обстоятельствами.
Нынешняя школа воспитывает лишь способность приспосабливаться к ним. Давайте подумаем, почему в стране возникло такая мощная система дополнительного образования, которой так гордится О.Васильева? Очень просто!
Это результат неудовлетворенности населения рутинностью и консерватизмом общего образования, школами.
Родители чувствуют, что школ мало, школы учат не тому, что нужно, не справляются с задачами развития и воспитания детей, поэтому и ведут их в кружки и секции. А ведь, по-хорошему, школа должна обеспечивать все, что нужно ребенку (и ничего лишнего!), и какие-то кружки и секции должны быть от изысков, от крайне взыскательных запросов и вкусов!
Конечно, ментальность россиян сейчас преимущественно такова, что они не готовы активно включиться в процесс изменений, взять ответственность за свое благосостояние на себя. Они ждут решения их проблем от государства.
Сколько потребуется времени, чтобы они убедились, что не дождутся, и решились бы действовать сами? Что-то изменить в своих жизненных стратегиях? Ныне значительная часть населения предпочтет роптать на низкие зарплаты и пенсии, но не подумает о том, как заработать денег больше, а для этого поищет другую работу, пройдет курсы переквалификации или переедет в другое место.
Авторы исследования отмечают, что есть два сценария развития рынка труда в России — базовый (или догоняющий) и опережающий. Первый подразумевает рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек. При этом в категории «Знание» появится 5,8 млн рабочих мест, а в категориях «Правило» и «Умение» исчезнет 3,5 млн рабочих мест. По этому сценарию развитие пойдет не за счет государства, а за счет бизнеса, и частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и бизнес переманит к себе самых талантливых кандидатов. Более доходной, престижной и массовой станет работа в частном бизнесе, а не в государственных организациях.
Второй сценарий подразумевает более активную роль государства и компаний с госучастием. По этому сценарию в ближайшие восемь лет им потребуется 4,7 млн работников в категории «Знание». А всего в России появится 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации. Реализация этого сценария даст дополнительные 1,5 % роста ВВП в год по сравнению с базовым. Но справится ли с этой задачей государство при приоритетах в сфере обороны — это вопрос. Но в этом случае 9,4 млн человек из категорий «Правило» и «Умение» окажутся невостребованными и пополнят ряды безработных.