Три педагогических правила от Михаила Сперанского
Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования. |
Граф Михаил Михайлович Сперанский вошел в отечественную историю в первую очередь как великий реформатор. Но его биография могла бы сложиться совершенно иначе.
Когда Сперанский окончил питерскую Александро-Невскую духовную семинарию, ему предложили там остаться в качестве преподавателя естественно-научных дисциплин. Дело у Сперанского пошло, и в скором времени он получил новую «нагрузку» — стал преподавать математику. А затем физику, красноречие, философию.
Но спустя три года после начала учительской деятельности, в 1795 году Сперанского порекомендовали в качестве личного секретаря князю Алексею Борисовичу Куракину. И Михаил Михайлович выбрал путь государственного деятеля.
Его не хотели отпускать из семинарии. Сам митрополит Санкт-Петербургский Гавриил предложил молодому учителю более чем соблазнительные условия — быстро постричься в монахи и в скором времени получить звание архиерея. Тот, однако, был неумолим.
Тем не менее, за годы учительства у Сперанского сформировался свой подход к преподаванию — небезынтересный для нас с вами.
Держим высокую планку
Михаил Михайлович считал, что каждый человек, ступивший на путь получения образования, должен стремиться в конечном итоге к окончанию университета. Тут, безусловно, вспоминается известная крылатая фраза: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».
Сперанский писал: «Это есть очевидное и принятое во всей Европе свидетельство классического образования, без коего и ученым, и умным быть можно, но слыть таковым нельзя, а в свете не только должно быть, но и слыть».
Михаил Михайлович прекрасно понимал особенности своей эпохи. Впрочем, сказанное выше в разной мере справедливо для любых времен.
Никакого домашнего обучения
Модное в то время среди русской знати домашнее воспитание и обучение Сперанский считал делом, наносящим юноше огромный вред. Он уверял, что домашний преподаватель может научить только поверхностной болтовне, а для продолжения образования в университете требуются более глубокие знания. В первую очередь он это относил к владению мертвыми языками — древнегреческому и латыни.
Сперанский совершенно справедливо уверял, что трудно и даже невозможно заставить всех домашних говорить на несуществующем языке. А в образовательном учреждении, где на той же латыни под руководством учителя говорят несколько десятков детей, «познания их приобретаются почти неприметно и всегда почти верно».
Разумеется, это относится не только к языкам, но и к другим наукам. В училище гораздо легче создается необходимая атмосфера.
Но и это не все. Дома невозможно научить «той общежительности, той развязаности и ловкости, которая приобретается не иначе, как обращением с людьми с ребячества и трением страстей, желаний и мыслей». Дома юноша неизбежно привыкает к «одному роду вкусов», принимает «один оборот оборот чувств и движений». В результате молодые люди «обыкновенно долго, а часто и на всю жизнь остаются застенчивы, связаны, и, зная иногда много, не умеют употребить своего знания ни в пользу себе, ни к выгоде других».
Основа образования — чтение
Тем не менее, главное условие для получения качественного начального образования и успешного продолжения его в дальнейшем — чтение. Сперанский писал: «Поставь ученика, чтоб он разумел читать хорошие книги, читай их с ним и требуй у него отчета в его чтении».
Разумеется, чтение должно происходить не только на русском, но и на немецком, и на французском, и на латинском языках. Слова «билингва» еще не было в ходу, но кое-кто, в том числе и Сперанский, успели заметить, что чем раньше ребенок начнет обучаться другим языкам, тем сильнее у него будут развиты мыслительные способности.
Здесь, разумеется, очень важны те качества, которым обладает сам преподаватель. Михаил Михайлович выделял несколько основных. Это глубочайшее знание своего предмета, высочайший уровень общей культуры и эрудиции, умение мотивировать учеников к самостоятельному мышлению, умение четко и доступно выражать собственные мысли, тактичность, уважительность, способности психолога.
Но главными, однако, остаются те часы, которые учащийся проводит с книгой тет-а-тет.