Учительский взгляд на ФГОС и ЕГЭ
Учителя о ФГОС
На короткий вопрос «Как вы относитесь к ФГОС?» тут же посыпались ответы.
«Ответ зависит от того, что понимается под ФГОС. Те массовые макулатурные изделия, которые были опубликованы пару лет назад, до уровня ФГОС сильно не дотягивают. Настоящего ФГОС пока ещё видал».
«Мое мнение, что все, что подразумевается в настоящее время под ФГОС, не соответствует тем стандартам, которые должны входить в данное направление. Именно поэтому идет пробуксовка и недопонимание новой системы. Необходима глубинная проработка всех направлений с учетом практического подхода, а не теоретического».
«С каждым годом человек получает все больше информации. Информационные потоки просто обрушиваются на нас. И будет неправильно, если образование будет стоять на одном месте. Я только за федеральный государственный образовательный стандарт! Он соответствует всем временным изменениям в нашем мире».
«Стандарт и контроль нужны. Все педагоги должны стремиться к обязательному минимуму. Но он далеко не идеален. Очень нужны четкие стандарты в каждой предметной линии, сокращение количества УМК и количества печатных документов, которые часто нужны только для галочки».
«Категорически против, особенно, как говорят на курсах, что ребенок должен определить тему урока (на что уходит целый урок). Зачем изобретать что-то новое, когда уже все давно определено природой? Учитель показывает, ученик повторяет, учитель, если неправильно, поправляет. И если ученик сам доходит до того, что ему нужно сделать, то это только приветствуется, и детей надо растить, направлять в нужное русло. Все это давно существует, как среди животных, так и людей».
«ФГОС, возможно, и замечательная вещь, но таких детей, с которыми можно работать по ФГОС, — единицы….
А основы дидактики никто не отменял, человек тоже не меняется, в основе всего — биологические процессы. Их изменить невозможно. Но это муть любого начала века, хоть 19, хоть 20… Жаль, что нашим детям досталось».
«Когда у нас не было ФГОС, еще было ОБРАЗОВАНИЕ».
«Думаю, что прежде, чем работать по новым стандартам (ФГОС), сначала надо обеспечить всеми доступными ресурсами и нормальной технической базой школы и не только столичные и городские, но и сельские. Эти школы никто от ФГОС не освобожда,. а про обеспечение забыли. В школах устаревшее оборудование в лучшем случае, а то и вовсе его нет».
Я собрала еще несколько мнений учителей-практиков на эту тему.
«Я против ФГОС. Цели и задачи в 1, 2 классе — это же смешно! Индивидуальные проекты со всем классом — нереальное издевательство. Да и деятельностный подход не на каждом уроке можно реализовать. Нет должной методической базы для реализации этого ФГОС. Хотите, чтобы я его реализовывала в должной мере? Дайте мне готовые программы, готовые контрольные уровневые работы, и не сажайте в класс по 30-34 учеников».
«Почему-то, разрабатывая всякие новшества, работники Министерств игнорируют научно обоснованные факты. Ну, для других министерств — это простительно, но для Минобрнауки игнорировать признанные научные труды – это просто преступление! Например, Таксономия Блума. Ведь расписаны все этапы познания, доказано, что к высшим проявлениям мозговой деятельности способны приблизительно 2 % людей. А ФГОС требует проявление этой деятельности от всех. Тогда — или работать на эти 2 %, но остальные 98 % идут лесом, или просто заниматься профанацией, что мы все и делаем».
«Лично я уроки по ФГОС даю крайне редко, больше для развлекухи детей, нежели с серьезной целью идти в ногу со временем. Да, какие-то нововведения интересны, но, как показывает опыт коллег, «стандартный» урок куда более эффективен, чем пять уроков по ФГОС».
«Эффективность обучения в конечном итоге — проблема государства. Хотите, чтобы граждане были компетентные или хотя бы банально грамотные? Создайте для этого условия. И речь тут не об ИКТ на самом то деле. А о грамотном научном и методическом сопровождении процесса обучения, соблюдении режима работы и отдыха. И учителей, и детей. Какие ФГОС, если у учителя 2,5 ставки? А ребенок учится в третью смену? Что самое удивительное, это то, что большинство моих коллег даже в этих условиях достигают огромных успехов. Кто-то и без ФГОС, кто-то с ними. Но не благодаря, а исключительно вопреки».
«Очень бы мне хотелось не относиться к ФГОС. Точнее, к тому, как его себе представляют ответственные органы. И в каких условиях предлагают реализовывать. Ну не будет действовать СДП в условиях огромных классов, двух смен и большой нагрузки учителя! Плюс отсутствия оборудования. Ну вот как я научу детей искать информацию в интернете, имея один ноутбук на весь класс и тот с заблокированным интернетом? А у других и того нет. Короче, сперва сделали, а потом подумали».
Учителя о ЕГЭ
«Несмотря на недостатки ЕГЭ, он имеет и положительные моменты: умные дети без всяких связей могут поступить в престижный ВУЗ, я за ЕГЭ по желанию».
«ЕГЭ проводится в данной форме не первый год. Не вижу необходимости в том, чтобы отменять его, т.к. ЕГЭ — это еще и экзамен для поступления».
«ГИА, ЕГЭ, ОГЭ — удобный современный унифицированный формат проверки знаний по предметам. Сегодня задания, да и сама процедура проведения гораздо более совершенны. Я, как биолог, довольна КИМами. Безусловно, есть и некорректности, и ошибки в ключах. Но над этим активно работают. Невозможно заработать (именно заработать) высокий конкурсный балл по предмету, просто угадывая дистракторы. Любой, кто сомневается, — попробуйте пройти тест. Объективно — нужно учить материал, готовиться к форме экзамена. Для детей, которые активны в изучении предмета, есть олимпиады. А олимпиаднику сдать ЕГЭ (если он уже не стал призёром и не получил досрочно равно свои 100 баллов ЕГЭ) — формальность.
Тем, кто критикует современные системы аттестации всегда советую — предложите свою. Начните хотя бы с разработки заданий, которые позволят выявить лучших среди равных.
Тестироваться, собеседоваться — необходимый навык в жизни и истерии при этом рабочем процессе быть не должно».
«Сегодня ЕГЭ даёт «прозрачность». Наши сельские дети имеют возможность поступить в ВУЗЫ на бюджетной основе. Пока есть бюджетные места, будет и ЕГЭ. Только ЕГЭ должны сдавать не все, а те, кто желает получать высшее образование. Многим родителям после 9 класса страшно отправлять своё «чадо» учиться за несколько километров. В 11 класс приходят и слабые дети, которые не могут сдать экзамен, в результате не могут получить даже аттестат».
«Следует дать несколько вариантов сдачи экзамена. Высшие учебные заведения могут устраивать и свои вступительные экзамены. ЕГЭ — не результат знаний обучающегося».
«ЕГЭ имеет положительные и отрицательные стороны:
Плюсы:
1. Возможность поступать ребятам из глубинки в ведущие в ВУЗы страны;
2. Возможность получить объективную оценку своих знаний;
3. Мой опыт работы говорит, что и без репетиторов учащийся может получить высокую оценку на ЕГЭ (свыше 80 баллов), нужна лишь мотивация
Минусы:
1. Всех под одну гребенку».
«Зная отдельные вопросы, сдать его на высокий балл не получится. Хотя в последнее время учителя научились «натаскивать» детей на задания, которые есть в ЕГЭ. Работаю в колледже. Дети, поступившие на 1, курс пишут входной контроль. И из года в год уровень качества знаний растет. Может быть это совпадение, но я связываю это с ОГЭ и с ЕГЭ».
«ЕГЭ вызывает двоякие чувства, однако отвечу по теме. Всякие петиции против ЕГЭ обычно оказываются завуалированной попыткой вернуть всё на круги своя, что, бесспорно, крайне выгодно «вузовским» репетиторам, особенно тем, которые «гарантируют» поступление в «свой» вуз. Я за независимую экспертизу знаний, поэтому надо не отменять, а улучшать единую систему оценки. Прежняя система не гарантировала высокого уровня знаний, но зато гарантировала высокий уровень жизни определенного слоя вузовских преподавателей».
Для равновесия публикую и два отрицательных отзыва о ЕГЭ.
«Я в прошлом году первый раз работала на ЕГЭ, и, хотя прошла учебу и изучила все инструкции, оказалась неготовой к тому, как это происходит. Мне кажется, с людьми так поступать нельзя: ни с детьми, ни со взрослыми. Политика запугивания: детей пугают на каждом шагу, нас пугают ответственностью. На ППЭ ощущение тотальной несвободы и нервного напряжения, кажется, даже воздух вибрирует. Все напряжены, все боятся ошибиться, все друг за другом наблюдают. Мне кажется, это разрушительно сказывается на психике людей. Я не знаю, как надо проводить ЕГЭ, но так – точно нельзя. Мне там было очень плохо, представляю, каково детям».
«С каждым годом ЕГЭ всё больше похож не на экзамен (волнение, розы, банты, шпаргалка в кармане), а на военизированную операцию, где кругом враги и доверять нельзя никому. Ни учителям, известным продажным негодяям, ни учащимся, заведомо лживым мерзавцам.
Всех их надо проверять, выворачивать наизнанку, сканировать, глушить глушилками и водить пописать только в сопровождении ОМОНа, которому, в принципе, тоже нет веры.
Знаете, приемные экзамены прежней поры тоже были далеко не идеальны. И хотя ЕГЭ уничтожил в нашей стране среднее образование как вид, заменив его на подготовку к тестированию, к прежней системе возвращаться не надо.
Отмените эти экзамены совсем.
И вступительные, и выпускные.
Вы уже сделали из ЕГЭ пугало. Понятно, что иногда с помощью только его одного несчастной Мариванне и удается застращать ораву нахальных подростков. Но страх – плохой помощник в учебе. Давайте, Мариванна попробует их заинтересовать. Честное слово, это все еще возможно. Несмотря на наши усилия, это все еще не армия зомби, а наши любимые дети.
Давайте вместо полицейской операции под названием ЕГЭ дадим каждому из них на выходе из школы толстенную папку, где будут собраны все их удачи и провалы за 11 школьных лет, все их награды, дипломы, грамоты, поощрения и выговоры. Пусть коллектив школьных учителей коллегиально обсудит каждого. Давайте посоветуем им (с помощью самых опытных психологов), куда им стоит пойти учиться дальше.
Пусть они не поступят, а ЗАПИШУТСЯ в любой ВУЗ по своему выбору, и бесплатно проучатся там всего один год. За этот год станет ясно, на что они годны, что умеют, чего хотят.
Пусть по итогам этого года останутся самые умные. Этим гениям давайте будем платить стипендию. Честную, на которую можно жить.
Тех, кто поленивее, давайте или выгоним совсем, или будем учить за солидные деньги.
Давайте вообще носиться с каждым умником.
Пусть из всех сел и городов учителя шлют нам отчеты: «Граждане, ура, у меня в классе учится Маша Петрова, у нее потрясающие способности к химии!» «А у нас есть Вася Тяпочкин, так он просто настоящий художник!»
Давайте вести их с детства. Инвестировать в них. Отбирать их, высаживать в теплицы и обеспечивать всем необходимым.
И тогда школу не придется окружать войсками и рыть окопы перед экзаменом, а моим коллегам не надо будет шарить по чужим карманам в поисках мобильников, и выдумывать, как бы обмануть тех, кто надеется обмануть тебя.
На это, видимо, надо очень много денег.
Но уж денег-то у нас полно.
Сходите вон на московские улицы. Там их просто закапывают в землю…»