Научите учеников не ловиться на кликбейты в СМИ и соцсетях
Сенсационное разоблачение …
Найдено эффективное и дешёвое средство от…
Обнаружены следы жизни на…
Гитлер после войны был жив и скрывался…
Интернет пестрит анонсами лживых сенсационных новостей. Как правило, это так называемые кликбейты (Clickbait — англ. «click» — клик, «bait» — приманка, наживка) — способ построения заголовков, в которых не договаривается суть сообщения, рекламного предложения, разжигая любопытство. В кликбейт-заголовках допускается искажение смысла ради привлечения внимания и увеличения заинтересованности пользователя. К сожалению, число подростков, которых обманывают заголовки clickbait и поддельные новости, больше, чем число обманывающихся взрослых.
Поскольку традиционные новостные каналы переходят от печатных сред к цифровым формам журналистики, функция заголовков новостей, чтобы привлечь внимание к ссылкам на сайты, приобрела новое значение. Заголовки «clickbait» или фальшивые новости пытаются соблазнить и привлечь аудиторию новостей.
Абсолютное большинство учеников не умеют подвергать сомнению недостоверную информацию, полученную из Интернета.
В настоящее время лживые новости стали даже предметом информационной войны. И, к сожалению, дети всё чаще подвергаются такой тотальной обработке. Насколько хорошо ученики могут ориентироваться в информации, предлагаемой на столь разнообразных платформах? Преподаватели должны научить обучаемых избегать использование любой информации, которая поступает из заголовков clickbait. И даже не переходить по ссылке на полное сообщение.
Необходимо помочь ученикам идентифицировать общие формулы, используемые во фразах clickbait в заголовках. Они должны избегать таких соблазнительных заголовков, вроде «подождите, пока вы не прочтете это», поскольку эти фразы в заголовках предназначены для возбуждения любопытства, например:
вы не поверите, что будет дальше;
… не хотят, чтобы люди знали о…;
это… заставит вас плакать;
перед смертью (кто-то) сообщил …
Один из вариантов, который может проиллюстрировать форму привлечения внимания к кликбейту, это демонстрация одного из генераторов кликбейта, чтобы ученики увидели, насколько легко можно создавать поддельные заголовки.
Учитель подчёркивает, что на обман направлена целая индустрия. Например, имеются десятки таких генераторов кликбейтов, которые позволяют ввести любую тему для создания анонса лживой информации. Вставить изображение. Этот поддельный заголовок будет выглядеть как настоящая статья. Посмотрите примеры.
Наконец, должно настораживать использование чрезмерных восклицаний, преувеличений.
Учителя могут показать ученикам потенциальный вред, который могут принести эти заголовки, если люди верят им. Как правило, ученики должны быть готовы подвергнуть сомнению информацию, выложенную на том или ином сайте, если она кажется слишком смешной, слишком позитивной, слишком страшной или слишком сомнительной.
Ученики 21-го века должны должны быть лучше готовы к реальному миру, к жизни после школы. То есть преподаватели готовят учеников к различению информации между авторитетным научным или новостным сайтом или тем, который был создан для продвижения поддельных новостей с помощью clickbait. Тогда необходимо предоставить чёткую инструкцию и модель поведения в определении качества и точности сайта.
Первым шагом может быть клик на страницу «О себе» (About) на сайте, где можно больше узнать о создателях этого интернет-ресурса, о их концепции, целях и задачах.
Таким образом, ученики должны узнать
Кто создал и администрирует сайт?
Что делают администраторы? Являются ли они экспертами по этой теме?
Когда был создан сайт? Текущая дата на веб-сайте?
В какой стране находятся администраторы?
Какова цель веб-сайта? Какой это сайт: новостной, научный или развлекательный?
Следующим шагом для подготовки учеников к оценке интернет-ресурса является информация о данном сайте из других источников. Кроме того, преподаватели могут предоставить ученикам памятку о критериях оценки сайта:
Информация хорошо организована с текстовыми функциями, такими как оглавление или индекс, меню для навигации;
Панель поиска может помочь найти дополнительную информацию на сайте, и эта информация легко доступна;
Информация (шрифты, заголовки) представлена таким образом, что она проста в использовании;
Содержимое сайта относится к заявленному анонсу;
Графика и изображения на сайте улучшают информацию;
Информация на сайте хорошо написана и нет стилистических или грамматических ошибок;
На сайте приведены ссылки на первоисточник или библиографию;
Ссылки на сайте работают.
Учащиеся должны знать, что реклама создает доход для веб-сайта, когда люди нажимают на объявления. Слишком много объявлений и слишком мало текста могут быть признаком того, что сайт существует только для того, чтобы заработать деньги. Кроме того, такие веб-страницы с заголовками наживки содержат ссылки, которые ведут на другие сообщения с повторяющимся контентом.
Таким образом, мы можем научить детей избавляться не только информационного шума, но и информационного мусора.