Кем может и должен видеть себя учитель? Заметки идеалиста
Постоянно ловлю себя на мысли о том, что современный учитель не должен ограничивать себя содержанием учебного предмета и лишь выполнять роль транслятора установленной учебной программы. Уже несколько статей было посвящено миссии педагога. Но размышления продолжаются.
Мы живем в беспокойное время, когда требования к учителям, к выпускникам школ изменяются с невероятной скоростью. Сейчас, как никогда, мы не можем полагаться на старую испытанную педагогическую науку или практику, потому что правила того, чему и как учить, постоянно меняются.
В качестве педагогов мы должны:
1. Иметь высокую собственную мотивацию к постоянному совершенствованию и постоянному самообучению. Настоящий учитель не видит смысла в своей работе, если не продолжает учиться.
2. Быть авантюристами в хорошем смысле этого слова, чтобы пробовать новые методики, дидактические инструменты, в том числе и цифровые, чтобы выйти за пределы вполне комфортной профессиональной повседневности.
3. Быть первопроходцами, самим творить, открывать новое, экспериментировать.
4. Обладать умом учёного, чтобы продвигаться дальше того, что видим ежедневно и ежечасно, приподняться над ежедневной рутиной и осмыслить теоретически свои успехи и неудачи. Пользоваться теорией, находить научные доказательства своим догадкам и своим интуитивным находкам.
5. Обладать душой учителя, прививая окружающим любовь к учению и поиску глубинных смыслов об окружающем мире.
6. Обладать мужеством новатора, чтобы постоянно задаваться вопросом «что, если я сделаю иначе…» и не бояться рисковать, терпеть неудачи, осознавать их и добиваться стратегических и тактических побед.
7. Не быть «сухарём», уметь донести свои убеждения и значимость своей профессии другим, причём привлекательно и увлекательно. Нас не красит постоянное сетование на «непрестижность» учительской профессии.
8. Быть бескорыстным, безоговорочно любить учительскую профессию и делиться своим опытом, не ожидая ничего взамен.
9. Обладать любопытством исследователя для непрерывного поиска, экспертизы, апробации новейших идей, дидактических находок в нашей профессии, чтобы способствовать стратегической цели продвижения современной образовательной практики.
10. Радоваться жизни во всех её проявлениях. Не замыкаться в профессии. И тогда мы будем гораздо интереснее другим, в том числе и родным.
А иначе, зачем на Земле этой вечной живу? (Б.Ш. Окуджава)