«Пряник» есть, а где же «кнут»?
Сегодня очень многие говорят, что школа перестала воспитывать детей, что учителя превратились в «урокодателей» и «бумагомарателей». Так ли это? И способен ли учитель в наше время воспитывать учеников?
Для начала необходимо понимать, что когда ребёнок приходит в школу, то он уже воспитан своими родителями, и основные особенности характера и поведения уже сложились. Недаром есть поговорка: «Воспитывай дитя, пока оно поперек лавки умещается. Когда станет ложиться вдоль, придётся перевоспитывать». Получается, что школа может только продолжить воспитание ребёнка, а в случае, если воспитание было неправильным, то школе остаётся лишь перевоспитывать.
Когда родители воспитывают ребёнка, то у них есть рычаги воздействия на своё чадо. Чаще всего в семьях применяется метод «кнута и пряника». У каждой мамы и у каждого папы свои «кнут» и «пряник». Начнём с «кнута». Кто-то воспитывает криком и ором, в этом случае ребёнок не воспринимает информацию, если на него не накричат. Кто-то раздаёт своему чаду шлепки и подзатыльники, тогда ребёнок реагирует только на физическую силу. Эти методы я считаю неприемлемыми, но это я, а семей у нас миллионы, и у каждого своя точка зрения на этот вопрос. Кто-то действует методом лишений: запрещают гулять, играть на компьютере, ходить к друзьям. Кто-то наказывает физическим трудом: заставляют убираться, мыть посуду, выносить мусор и т.д.
Про наказания я написала, а что же с поощрениями, с «пряником»? Родители могут поощрять ребёнка тоже по-разному. Кто-то подкупает ребёнка, давая ему деньги или покупая игрушки, кто-то разрешает подольше погулять, поиграть на телефоне или компьютере, кто-то просто хвалит ребёнка. Всё не перечислить, «пряник» у каждого свой.
А что же школа? Какие у неё есть рычаги воздействия на своих учеников? Почти никаких! «Пряник»-то есть: похвалить, поставить хорошую отметку, выдать грамоту, похвальный лист и т.д. А вот «кнута» нет. Учитель не имеет никаких рычагов воздействия на своих учеников, кроме оценок и убеждения. Оценка сегодня не является действенным способом, потому что двойки ставить учителям фактически запретили, да и на второй год уже не оставляют (исключение только для первого и девятого классов). Да и многие родители сегодня не обращают внимание на оценки, не двойка стоит в четверти, и ладно. Что касается убеждения, то если в семье ребёнка используют крик, побои, унижения, лишения, то убедить ребёнка в том, что его поведение недопустимо, не получится. И можно в лепёшку разбиться, но ученик по-прежнему будет себя вести так, как и раньше, потому что он уже привык к методам воздействия своих родителей.
Конечно, учитель должен воспитывать и своим примером. Но если у ребёнка перед глазами каждый день будет не самый лучший образец для подражания в лице нерадивых родителей, то он выберет не учителя, даже если тот будет идеальным педагогом, а родителей, потому что мама и папа всегда будут авторитетом в глазах ребёнка.
Поэтому, пока в нашем обществе есть семьи, где детей бьют, унижают, орут на них и действуют только методами лишений, а родители ведут неправильный образ жизни, школа ничего сделать не сможет!