Самопровозглашенный король лемуров, или Как прекратить поборы
Мама школьников Елена Кирпиченкова в Facebook опубликовала пост, рассказывающий о ее столкновении с темой поборов в школе и предлагающий способ прекращения этой практики. И да, в тексте нет обвинений в адрес школы и учителей, по мнению автора, вся вина на родителях.
Как обычно в начале учебного года всплывает тема поборов в школах. При этом суммы озвучиваются самые разные от 1000рублей до каких-то космических 10000 – 15000 рублей.
Причем винят обычно школу, которая не закупает ни рабочих тетрадей, ни воды, ни туалетной бумаги, ни картриджи, ни даже мела для учителя, винят учителей, которые требуют подарки. Но забывают о главных инициаторах этих поборов – инициативных родителях, или родительском комитете.
В нашей школе в этом году закуплено все, ну просто все. И учебники, и рабочие тетради, и вода в кулерах в каждом классе, и даже принадлежности для труда и рисования, и экскурсии бесплатные организовываются. Казалось бы, какие могут быть поборы…
Смотря на класс старшего ребенка, я радовалась, ничего не собираем вообще. Причем как-то это пошло еще с первого класса, когда мы еще самостоятельно покупали рабочие тетради, сдавали на уборку класса и мытье окон.
После одного сбора на уборку, я просто позвонила завхозу и сказала, что если в классе ребенка не будут убираться без дополнительной оплаты, следующий звонок будет в департамент образования. Все. Этого хватило, чтобы забыть про оплату уборки. На вопрос в общей группе класса «будем ли мы собирать деньги?», все родители согласились, что не будем. Надо будет скинемся на экскурсию, на цветы учителю, на какое-нибудь мероприятие. И так и пошло: «вот есть такая-то экскурсия, стоит столько-то, кто едет, тот переводит деньги организатору». Или одна мама купила цветы учителю, пишет, что «букет стоил столько-то, кто участвует?», сумма распределяется по всем желающим, их может быть 10 или 20 человек из 30, но букет дарится от класса. Т.е. кто хочет – сдает, кто не хочет/не может — не сдает. При этом отношение ко всем одинаковое, к цветам не прилагается список поздравляющих. Хочу заметить, что класс сложный, родители есть сложные, но уживаемся и даже дружим.
В этом году в школу пошел младший. Казалось бы, ничего не предвещало: потрясающий учитель, к которому очень хотели, родители на первом собрании произвели впечатление адекватных. После первого собрания самый активный папа создал группу класса, с призывом «давайте дружить!». Хорошо, дружим, обмениваемся фотографиями с первого сентября, спрашиваем расписание, разные вопросы про питание и продленку, ну в общем такой обычный родительский чатик. И вот в группе появляется активная инициативная мама, которая является женой активного папы и задает вопрос «когда будем собирать деньги на подарки учителям и детям? Я уже все посчитала надо примерно по 3000руб». Родители вопрос игнорируют. Через несколько дней она опять поднимает вопрос о сборе денег, добавляя, что надо быстрее все это собрать, и купить уже детям и учителям подарки на дни рождения, новый год, 23 февраля и 8 марта, при этом сумма увеличивается до 4000руб. Родители одергивают ее, что разговор был о меньшей сумме. «Ну хорошо, хорошо, давайте по 2800, несите мне наличные в конвертах». Я молчу, находясь в тихом шоке. Требование сдачи денег звучит от этой мамы чуть ли не каждый день. Я не выдерживаю и пишу, что подарки в виде денег в конвертах запрещены, подарки детям необязательны, они не в детском саду. Мама не успокаивается и пишет, что сборы у нас добровольные и «кто еще добровольно не сдал деньги?», на что ей кто-то в шутку пишет «а что потом будет принудительно?», кто бы мог подумать, что данная шутка окажется пророческой. Я не сдаю деньги, помня об опыте со старшим, раз сдача добровольная, буду сдавать на необходимые покупки, экскурсии и какие-то мероприятия если они будут. Мама не успокаивается и в очередной раз пишет, что «еще пять человек не сдали деньги, напишите мне почему?». Тут то мне и надо было заподозрить эту маму в неадекватности, но опять же пока не столкнешься – не узнаешь. Я пишу свою позицию маме, она мне звонит, мы мило общаемся, она говорит, что услышала меня, и на следующий день она выключает меня из группы класса, с формулировкой «это моя группа, создана для обсуждения финансовых вопросов, а т.к. вы не сдаете деньги, вы в ней не можете участвовать». Я ей пытаюсь объяснить, что во-первых, это группа класса, и создана она для обсуждения дел класса, начиная с обсуждения домашнего задания, сообщений о потерянных тетрадях и найденных учебниках, до обмена фотографиями с различных мероприятий, и во-вторых я не отказываюсь участвовать в совместных закупках, и сдаче денег на какие-то мероприятия и не знаю еще на что, т.к. как я уже сказала – школа нам все предоставляет. Но мама включает игнор, возомнив себя «самопровозглашенным королем лемуров».
Т.е. ситуация сложилась странная, добровольный, по словам этой дамы, сбор денег превратился в обычное вымогательство, класс разделили на две группы меньшую – неплательщиков выключили из жизни класса, большей видимо не сообщают ничего, какие в той группе ведутся обсуждения я могу только догадываться, я обратилась к учителю. Сказать, что она в шоке — ничего не сказать, что она может сделать в данной ситуации она не знает. Эту маму она не знает, они пришли, что называется «с улицы», произвели впечатление адекватных. В практике этой учительницы такое в первый раз, если родительский комитет собирал деньги – это были именного добровольные сборы, никто не «гнобил» не сдающих, у них не спрашивали причины, никогда ни с кого денег в такой ультимативной форме не требовали. Она пообещала поговорить с этой мамой о недопустимости такого поведения, но судя по тому, что я все еще выключена из группы класса, мама ее обращению не вняла.
Собственно, к чему все это длинное описание. Почитав форумы, я поняла, что мой случай не единичный. Что это оказывается обычная практика вымогателей из родительских комитетов — оказывать давление на сопротивляющихся родителей, блокировать для них общие группы, иногда доходит и до травли детей. Возник вопрос – как этого избежать? Как поставить на место зарвавшихся вымогателей? Идти к учителю? Что он может сделать, как вот в моей ситуации, она полностью на моей стороне, но приказать включить меня в группу она не может. Идти к директору? Но как правило директора не разобравшись спускают всех собак на учителя, который может быть вообще ни сном, ни духом о такой ситуации. И опять же, директор в данной ситуации тоже достаточно беспомощен, прикрываясь «это моя группа и все родители довольны» данный инициативный вымогатель пошлет и директора.
Как мне кажется, надо действовать системно. Раз уж и родительские группы, как и родительские комитеты плотно вошли в школьную жизнь – их надо регулировать. Не запрещать, ибо всегда есть занятые или просто безразличные родители, которые готовы доверить заботы о школьной жизни другим. Запрещать дарить цветы и подарки учителям тоже не вариант, цветы – это традиция, а подарки личное дело каждого особенно за пределами школы и на сумму, соответствующую статье ГК о подарках. Но дать инструмент директорам, а лучше учителям, чтобы такие проблемы решались на уровне класса — необходимо. Юристы в школах есть, почему бы не создать официальное положение о родительских комитетах и родительских группах, где бы фиксировались права и обязанности членов родительских комитетов, где бы прописывались правила создания и администрирования родительских групп. И члены родительских комитетов должны будут подписывать эту бумагу. Если учителя подписывают бумагу о недопустимости сбора денег, родительский комитет должен сделать тоже самое.
Тогда у учителей и директоров будет инструмент урегулирования таких конфликтов.