Инклюзия в вопросах и ответах: «Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ»
Авторам всегда приятно, когда их воплощённые в проекты идеи востребованы читателями и специалистами. Вот и Московский городской психолого-педагогический центр открыл рубрику «Инклюзия в вопросах и ответах», начав публикацию ответов на вопросы по теме инклюзивого образования. Мы же представляем в восьмом выпуске «Настольную книгу педагога, работающего с детьми с ОВЗ». Книга вышла в 2011 году, но темы, раскрываемые коллективом авторов пособия, актуальны и сегодня.
В книге рассказывается о психолого-педагогических особенностях детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (нарушения слуха, зрения, эмоциональные расстройства и нарушения поведения, ДЦП) и даются рекомендации по сопровождению и преодолению школьной неуспешности данных категорий детей в массовых образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования.
В Приложениях педагоги могут найти Карту учащегося с ОВЗ (для школ) и Карту воспитанника с ОВЗ (для ДОУ), познакомиться с Памяткой по работе с детьми с нарушениями слуха и примерным перечнем оборудования кабинета психолога для образовательных учреждений, в которых находятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Скачать пособие можно по ссылке.
Приведем некоторые выдержки из Концепции образовательной интеграции (инклюзии), которая, по словам авторов «призвана лечь в основу стратегии развития образовательной интеграции (инклюзии) окружной системы образования города Москвы как актуального вызова современной социо-культурной ситуации и демократизации общественной жизни в целом».
1.Интегративный (инклюзивный) подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государстве своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким лю дям равные со всеми другими возможности в разны х областях ж изни, вклю чая образование
2.Инклюзивное обучение и воспитание — это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок р аботы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развиваю щихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащ им ися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
3.Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в тож е время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окруж ение. Ранняя социализация благотворно сказы вается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной ж изни. Благодаря инклю зивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайш ую массовую ш колу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными ж изненны м и установками.
4.Инклюзивное обучение — это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционные формы эффективной помощи детям -инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.