Адаптация нового ученика
Заканчивается год с группой детей, которые уже привыкли к вашим требованиям, работают слаженно в группах и парах, могут и хотят учиться с вами. Начинается новый учебный год: часть детей уходит, приходят новые, и вот — ваш класс не узнать. Новички нарушают дисциплину и отвлекают “старых” учеников, возмущаются из-за требований учителя и говорят, что до этого их учили лучше или вообще не учили ничему.
В общеобразовательных школах больше всего новых ребят присоединяется в 5 классе, когда многие родители решаются поменять привычную школу на вариант получше.
Как помочь новичкам адаптироваться?
1) Если есть возможность заранее получите информацию о прежнем обучении новых учеников от классного руководителя, предыдущего преподавателя и подготовьтесь к их приходу, узнайте успеваемость, поведение, привычки и т.д. Данная информация поможет спокойно принять ребенка с гиперактивным поведением или начинающего изучение английского с нуля (ко мне в класс переводились дети, которые до этого изучали только немецкий язык).
2) Часто знания новичков кажутся слабее, это объясняется еще и нашей субъективной оценкой. Мы учили эту группу несколько лет и надеемся, что дети помнят изученное. Однако, это не всегда так. Школьники часто забывают грамматику и лексику, поэтому логично начать новый учебный год с повторения. Это даст возможность “выравнять” класс и заодно протестировать знания прежних лет. Данные по классу удобно систематизировать в электронных таблицах. Так будет виден прогресс по годам и темы, которые нужно отработать.
3) Для отстающих и сильно опережающих учеников желательно продумать дифференцированную работу. Для этого лучше перед началом учебного года подготовить папку с индивидуальными заданиями по разным уровням и темам.
4) Дети, нарушающие дисциплину, часто имеют низкую успеваемость и привлекают внимание для компенсации низкой самооценки. Эти ученики могут сильно отвлекать всю группу, поэтому с самого начала нужно ясно показать им, какое поведение допустимо на вашем уроке, а какое — нет. Главное, четко следовать своим же правилам (например, если вы не хотите, чтобы дети выкрикивали с места — не принимать ответ в таком случае и делать замечание).
5) Могут отличаться и психологические особенности нового ученика и всего класса, поэтому желательно проанализировать индивидуальные особенности детей (темперамент, тип восприятия и памяти). На основе этого можно подбирать задания, которые помогут проявить себя разным ученикам (например, холерики любят активные дискуссии, а меланхолики парные ролевые игры).
6) Дезадаптация может быть также из-за отсутствия принятия новичка в классе. Лучший способ сплотить детей — поиграть. Дидактические игры могут плавно войти в процесс, не нарушая запланированной работы по УМК.
Самое главное, будьте добры и справедливы по отношению к новому ученику. Дети будут копировать ваше отношение и примут новичка, а ребенок будет лучше заниматься, чтобы не огорчить любимого учителя.
Источник — Skyteach