Карательная аттестация

Искали ответы по существу в тексте, но найденные изменения в документе носят косметический, характер. Например, одиозное предложение — видеосъемка урока — в нынешнем варианте уже отсутствует. Кричим “ура”? Давайте разбираться.

Ролик Светланы Лаврентьевой

Бюрократы в поисках смысла

Наш первый вопрос звучал так: “Зачем нужна аттестация?”

Давайте поищем ответ в новом проекте. Цели и задачи в прописываются формально, изощренным бюрократическим языком, поэтому их пропускают при чтении. На самом деле это своеобразное “смысловое облако”, по которому можно понять, зачем разработчики делают свою работу.

Если отобрать существительные из каждого предложения раздела “Задачи”, то понятна сущность предлагаемой аттестации. Итак, стимулирование (напомним, что стимул — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют животных). Выявление дефицита и перспектив. Учет требований и мнения. Обеспечение функционирования. Формирование рекомендаций.

Перечисленное  — инструменты внешней мотивации, которые направлены на то, чтобы заставить педагогов измениться, при этом не обосновав зачем и как. Как в анекдоте о мышах и филине, который посоветовал обеспечить личную безопасность, превратившись в ежиков. А на ответ, как это сделать, послал подальше, резюмировав, что решает только стратегические вопросы.

Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека. Государство, наперекор тенденциям,  бросает новые ресурсы на карательную аттестацию, где нет заботы о развитии учительского потенциала, а лишь желание удержать контроль.

Принципы аттестации полны деклараций. Звучат как музыка — “законность, коллегиальность, гласность, открытость, независимость, компетентность, обеспечивающие объективное отношение к учителям, их квалификации и результатам их работы, недопустимость дискриминации и волюнтаризма при проведении аттестации”. Но нигде не раскрыты ясные механизмы с помощью, которых будут реализованы. Зато “учет, выявление, обеспечение” — это по полной программе.

Приглашение на казнь

Второй вопрос звучал так:  “Почему нельзя заменить аттестацию педагогов аттестацией руководителей”?

Аттестационная комиссия была и будет, судя по новому проекту,  похожа на суд. Возглавляет как при развитом монархизме руководитель образовательной организации. У королей и царей тоже ведь были совещательные органы, но зачем подобное городить в двадцать первом веке? Ведь во всех структурах, частных и государственных,  найм сотрудников — ответственность руководителя.

Хороший руководитель заинтересован в кадрах, учете мнения коллектива, а плохой… Он так составит аттестационную комиссию, что та будет решения принимать по указке. И если руководителю нужен совещательный орган, то делегирует кадровую работу заместителю или отделу кадров.

Никакая внешняя, даже "хорошая" аттестация, не заменит нормальную работу по развитию человеческого потенциала и правильных менеджеров образования. Если по-честному, эта аттестация  грамотным директорам не нужна. В арсенале куча проверенных методов оценки персонала, как российских, так и зарубежных. И для каждой образовательной организации нужен свой аршин!

Почему не научить руководителей работать с кадрами и контролировать по опять же грамотной процедуре, в том числе с учетом мнения сотрудников? Почему не помочь директорам школ чувствовать себя не монархами или диктаторами, а лидерами, за которыми идут не по указке, а по велению души?

Стандарт, да не тот

Наш третий вопрос звучал “Почему формы аттестации носят провокационный характер”?

Смотрим, что изменилось в новом проекте. Нет больше записи видеоурока! Можно кричать”ура”? Это была вызывающе слабая и раздражающая идея. Видеозаписи, нет, но дух провокации остался.

Главный элемент новой аттестации (как первичной, так и для оценки уровня квалификации)  — не человек, а программа. Единый национальный портал. Профессиональный экзамен задуман онлайн по четырем направлениям: предметные, методические компетенции, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции.

В тестах, онлайн-тренажерах и специальных программах, которые помогают улучшить профессиональные навыки, ничего плохого нет. С одной оговоркой: если педагог сам может выбрать программу под личные задачи.

За государственный же счет будет создан портал, который придется отлаживать, единые материалы будут  сырыми. Эксперимент будет опять вестись по сути на живых людях. И нет доверия тому предложению, что в течение пяти лет учитель получит право выбрать старую или новую систему аттестации.

Нет доверия, так как еще недавно многочисленные разработчики  увлекались созданием и обсуждением профессионального стандарта, который принят и так и не введен в действие. Типовые комплекты ЕФОМ «будут соответствовать как актуальному, так и разрабатываемому профессиональным стандартам педагога». Переводим: “принятый стандарт оказался неудачным, нерабочим и по сути никому не нужным”. Где гарантии, что новый стандарт, новая аттестация не окажутся ровно такими, кто за это ответит?

Здесь и далее результаты экспресс-опроса Общероссийского профсоюза образования, опрошено  около 600 человек в разных регионах России. 

Общественный контроль

Наш четвертый вопрос, касался участия в разработке профсоюзов.

Как следует из информации Общероссийского профсоюза образования, он был допущен к апробации нового проекта. 

Очевидно, что ведущую роль в оценке учителей общественным организациям, негосударственным структурам чиновники как не хотели, так и не хотят отдавать. Бояться даже попробовать. Поэтому общественники нужны для прикрытия и церемониальной роли. В новом проекте  треть состава аттестационной комиссии “должны составлять несостоящие в трудовых отношениях с данной образовательной организацией представители педагогических ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций, основанных на членстве физических (физических и юридических) лиц, в том числе, учителей”.

Кто там будет заседать?  Карманные общественные организации, созданные под задачу органами власти. Данная работа оплачиваться не будет, значит в рабочее или свободное время  в ней смогут участвовать только те, кому нужно подкреплять значимость. Разве что будут посылать участвовать в “чужих” аттестациях, чтобы соблюсти правила. Хорошо, если без наказов.

Рекомендуется  также “включение в состав аттестационной комиссии представителей ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций выпускников данной образовательной организации”.

Переводим на человеческий язык. Отрабатывается политический запрос на то, чтобы потребитель — читай “выпускник” — влиял на исполнителя — читай “педагога”. Сделать это крайне сложно, поэтому давайте сбросим эту задачу на головы нижестоящих органов управления (не привыкать!), а также директоров школ — ну, им-то все по плечу! Ниже текст из проекта, который даже пересказывать нет смысла, он вообще не учитывает никаких реалий.

После принятия решения об аттестации учителя информация об этом размещается на официальном сайте образовательной организации и ее руководитель предлагает выпускникам данной образовательной организации направить их мнение путем заполнения опросного листа.
Процедура принятия и учета мнений подразумевает верификацию респондента (сравнение представленных сведений с действительными и подтверждение по электронной почте или номеру телефона).
Методика учета мнений выпускников определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования.
После принятия решения об аттестации учителя информация об этом размещается на официальном сайте образовательной организации и ее руководитель предлагает выпускникам данной образовательной организации направить их мнение путем заполнения опросного листа.
Процедура принятия и учета мнений подразумевает верификацию респондента (сравнение представленных сведений с действительными и подтверждение по электронной почте или номеру телефона).
Методика учета мнений выпускников определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования.
 

 

Его Величество Сертификат

Пятый вопрос  “Почему нет оценки стоимости внедрения новой системы аттестации”?

Разработчики новой аттестации презрительно относятся к предыдущей — “сертификатной” версии. Но Его Величество Сертификат не уйдет в отставку. Сертификат об успешной аттестации  будет выдаваться на пять лет. Чтобы его получить, нужна будет еще одна новая бумажка. Мотивированное представление! Возлагается представлять руководителю образовательной организации.

Если раньше папка с портфолио, то теперь набор данных по 22 пунктам.Тут и уровень заработной платы учителя относительно средней заработной платы по образовательной организации, и характеристика образовательной организации по качеству обучения на основе результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР за последние три года относительно средних результатов по субъекту РФ и даже скорость доступа образовательной организации к Интернету.

Сюда же попадают перекочевавшие из предыдущей модели аттестации сведения об участии учителя в конкурсах профессионального мастерства, званиях и поощрениях, результатах научной, методической и наставнической деятельности за последние пять лет.

Проект дает местным чиновникам возможность… творчества.  Они могут спокойно устанавливать дополнительные сведения в соответствующие разделы мотивированного представления работодателя учителя. И этот проект идет под флагом единых требований, на борьбе с бюрократией!

Сколько человекочасов потрачено на бумаготворчество учителей, директоров. Сколько упущенной выгоды, что время было уделено не ученикам, а мертвым процедурам. Сколько профессионального выгорания и нетрудоспособности. Ничего этого не уйдет! А еще будут потрачены деньги налогоплательщиков на портал, на внедрение и апробацию. Никаких точных выкладок на создание ЕФОМ нет. Опыт ЕГЭ, который обходится бюджету в баснословные траты на безопасность, наблюдение, все новые и новые технологии, должен повториться вновь?

Прибавьте сюда новый рынок репетиторов, теперь уже для учителей, которые будут натаскивать на онлайн-экзамен. Занятость и оправдание существования государственной системы повышения квалификации. Аппетиты разработчиков контрольно-измерительных материалов, готовых с каждым новым изменением документации зарабатывать на поддержке.


Учителя шлют нам в редакцию скриншоты экранов во время апробации контрольно-измерительных материалов и коротко приписывают "Ужас!"

Сами мы не местные…

Нельзя заменить аттестацию гарантированным качественным повышением квалификации педагога? Это последний шестой вопрос.

Вряд ли разработчики аттестации сами верят в то, что придумали нечто прорывное и развивающее образование. Они просто смастерили очередного франкенштейна, который должен удовлетворить и ваших, и наших. Поэтому в документе коллекция исключений и лазеек, с помощью которых никого нельзя будет привлечь к ответственности. Мы обязательно увидим одновременный сеанс разведения рук в стороны.

Например, в карательной аттестации разработчики предусмотрели маленькую лазейку «для своих». Красота: “целесообразно в рамках единой системы проведения аттестации предоставить субъектам РФ право самостоятельно формировать перечень профессиональных достижений учителей, дающих право/возможность прохождения аттестации в упрощенном виде”. Поняли? Соорудим профессиональный конкурс, проведем через него нужных победителей, и освободим от аттестации.

Или. “Могут быть определены субъекты РФ, которым при проведении аттестации может быть предоставлено право выбора аттестационных процедур из перечня, предусмотренного настоящей моделью, с возможностью использования других аттестационных процедур, устанавливаемых субъектом РФ самостоятельно”. Губернаторам-тяжеловесам, у который вес и понимание, что этот механизм  — троянский конь, так уж и быть, дадим право хозяйничать по-своему.

Несогласных с результатами аттестации, кстати, предлагается посылать к филину из анекдота. В тексте некий оператор, который “рассматривает жалобу, в зависимости от ее характера, совместно с экспертами или иными компетентными лицами”. И ни слова, кто этим оператором будет и насколько тот будет независим от государственных структур. Если “филин” не поможет, “при несогласии с результатами рассмотрения заявления соответствующее лицо вправе обратиться в суд”.

Соответственно про повышение квалификации в новом проекте вы едва найдете пару слов.

Доколе?

Чиновничий аппарат в тупике, но пытается тщательно это скрыть. У него нет доверия к педагогическому образованию. Давайте будем  выпускников на выходе перепроверять, так и читается между строк.

Доверие к тем, кто проводит аттестацию на местах, — тоже нет. За всеми ведь в большой стране не уследишь.

Из сильных регионов пожалуются вышестоящему начальству. Расскажут,  что новая аттестация — дурь несусветная. Поэтому пусть уж делают, что хотят. Кресла дороже.

Разработчикам контрольно-измерительных материалов и производстводителям ПО будет кормушкой. Поддержим отечественный ИТ-сектор!

Система повышения квалификации исстрадалась без новых возможностей прокрутить через себя те же кадры, но “в профиль”…

Выгодопреобретателей новой аттестации много, только нет среди них учителя.

Поэтому наш новый — седьмой — вопрос будет звучать коротко и ясно “Доколе?”.

 

А как за бугром?

Германия

Рассказывает Екатерина Иващенко, долгое время работающая в германской системе образования:

Аттестация от школы к школе, от земли к земле различается (у нас федеральная система).  Какие есть варианты? Аттестация учителя учениками, в ряде школ — родителями и коллегами (есть специальные опросные листы, раз в год). Успеваемость учащихся по предмету. Прохождение повышения квалификации. Участие в общественной деятельности в связи с задачами школы (проекты, выезды со школьниками и пр). Ряд школ учитывает конкурсы учеников, учителей… Аттестация — дело внутреннее, на зарплату не влияет. Она зависит от образования, опыта работы, нагрузки. Но на основании аттестации педагогов потом идет аттестация школы, а она уже внешняя.

В Германии есть обязательные повышения квалификации и добровольное, но все учитывается. Обязательное — централизованное, по важнейшим проблемам, существующим на земельном и/или федеральном уровне, оплачиваются не самим учителем. Педагог посещает, выполняет задания, получает и предоставляет школе сертификат прохождения. Желательные — по выбору. Как правило, оплачивает школа (если платно), но не всегда.

 

Эстония

Рассказывает Ольга Анисимова, учитель Йыхвиской гимназии:

Как таковой аттестации, где ты должен что-то подтверждать, у нас нет. Все сведения о пройденных курсах повышении квалификации и прочем сразу попадают в государственный реестр. Все  остальное — на откуп администрации. Где-то по шаблону пишут самоанализ как отчет о деятельности, заслугах и планах (раз в год). Плюс развивающая беседа индивидуально с каждым директора о проблемах и предложениях на следующий год.

Несколько лет назад отменили категории и теперь все просто учителя, даже предметников нет.  Выделяют также категорию молодых учителей, “первые 5 лет” и заслуженных. Есть понятие “учитель- методист”,  там аттестация по заявлению и два раза в год. Для этого нужны достижения на уровне республики, печатные работы и обязательно отличное знание эстонского языка.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть