Полезен ли школьный контент-фильтр?
В конце мая этого года мы вновь вернулись к теме информационной безопасности в школе и возможностям ее обеспечения. Эти функции, в соответствии с Федеральными законами (436-ФЗ, 139-ФЗ) и призвано обеспечить обязательное наличие в школах фильтрации интернет-контента. Но вот вопрос — насколько эта мера является действенной и может ли она выполнять свои функции так, как того от нее требуется?
С одной стороны, не секрет, что любой мало-мальски продвинутый пользователь сумеет обойти запреты контент-фильтра, а таких пользователей немало среди учеников. С другой, анекдотичные ситуации, когда “благодаря” контент-фильтру никто из педагогов в школе не может скачать из интернета форму анализа урока. Почему анализ оказался под запретом контент-фильтра, попробуйте догадаться с четырех первых букв этого слова.
Конечно, о том, насколько же такая мера обеспечения информационной безопасности в школах, как наличие контент-фильтра действенна, мы решили спросить у тех, кто с ним работает.
Первый вопрос был о причине возникновения проблемы обеспечения информационной безопасности в школах.
Согласны ли вы с утверждением, что Интернет содержит очень большое количество вредного для учеников материала?
И получили такие ответы:
Как видим, более восьмидесяти процентов респондентов не стали делить информацию интернет-контента на полезную и вредную, а склонились к мнению, высказанному в своих ответах:
“Информация вредной не бывает”;
“Дело не в том, вредна ли информация из Интернета. Важно научить отбирать нужную”.
По этим данным хорошо виден источник проблемы безопасности использования интернет-контента в школе. Он кроется не столько в его опасности, сколько в неумении основных потребителей этого контента работать с ним.
Так что же должен уметь определять ученик как вредный, опасный для него контент?
Чем опасен, по вашему мнению, интернет для учащихся?
Педагоги ответили:
К перечисленным нами вариантов ответов участники исследования добавили и такие:
“Экстремистскими сайтами, сайтами, призывающими к самоубийству”;
“Обилием жестокости, насилия, грубости”.
Но вот еще мнения, высказанные респондентами:
“Интернет не опасен, он такое же явление как и электричество (без него никуда), обилие информации на телевидении, причем совершенно глупой и ненужной, игры найдут другие, порнографию возьмут из журнала и видеофильмов (могут изучить в натуральном виде), обмануть могут даже дома, на улице, в магазине”;
“Интернет не опасен. опасно бездумное использование ресурсов”;
“Интернет — это инструмент и, как и с любым инструментом, с ним нужно уметь обращаться. Этому нужно учить”.
Перед тем, как учить наших учеников пользоваться интернет-контентом, надо знать как можно оценить сейчас их умение отличать вредную информацию в интернете от полезной и отказаться от использования вредной информации,если уж она попалась на глаза? Как это видят педагоги, мы решили попросили их выразить в оценках.
Оцените пожалуйста по 5-балльной системе (5 — максимально, 1 — минимально) насколько может определить, вреден ли контент в сети
Оцените пожалуйста по 5-балльной системе (5 — максимально, 1 — минимально) возможность сознательного отказа от использования вредоносного контента контента?
Как видим, от начальных классов старшеклассники в своих умениях, по мнению педагогов, далеко не ушли. Так что поле деятельности в данных проблемах очень большое.
Куда же должен быть направлен вектор этой деятельности, в разработку все более жестких и надежных фильтров информации или в развитие у учащихся умения с ней работать?
Участники нашего исследования видят это так:
Что, по-вашему, надежнее — установка максимально ограничивающих информацию контент-фильтров или научить учащихся работать с информацией?
В своих ответах обоснованно был предложен и другой вариант действий:
“Научить учащихся работать с информацией — дело, требующее времени. И вот на это-то время установка контент-фильтров необходима”;
“Одно не исключает другого. Даже если ученик умеет фильтровать информацию, это не исключает возможности из любопытства или по ошибке использования нежелательного контента”.
И все-таки, по ответам респондентов, мы вернулись к тому, что без использования контент-фильтра нам не обойтись. Но тогда надо понимать, надежно ли он выполняет свои функции? Вот вопрос:
Насколько надежен контент-фильтр? Можно ли быть уверенным, что современные продвинутые ученики не сумеют его обойти?
Как видим, почти треть респондентов либо уверена в ненадежности контент-фильтра, либо испытывает затруднения в определении своего отношения к вопросу его надежности. Почему, становится понятным из ответов, данных участниками исследования:
“Дети настолько сведущи в компьютерных программах, что могут легко обходить фильтры”;
“На смартфонах, которые у всех, нет фильтрации. Поэтому фильтр надёжен на уроках, а на переменах нет”;
Что же дает контент-фильтр учителю в школе,помогает ли он в работе педагога? Мы спросили самих учителей:
Контент-фильтр в школе — насколько он помогает или мешает в работе учителя?
Мнение, высказанное участниками исследования в своих ответах, было более категоричным:
“Бесполезен”.
И вопрос о главном действующем лице;
Кто, по-вашему, должен заботиться о безопасности получаемой учащимися информации в Интернете?
В своих ответах респонденты также предлагали различные варианты сочетания из предложенных нами, а ещё Министерство образования и общественные организации. Был предложен и вариант “Все сообща”.
Но в шести процентах этих ответов все-таки прозвучало:
“И обязательно сам ученик должен позаботиться о безопасности! Его нужно научить пользоваться обилием информации, а не пытаться "изолировать" его от интернет-мира, интернет — это неотъемлемая часть жизни!”.
Так какой же ответ об использовании контент-фильтра в школе мы получили в итоге нашего исследования? Насколько контент-фильтр является действенной защитой учащихся в школе от нежелательной и вредной для них информации в сети? Может ли контент-фильтр эффективно выполнять эту функцию?
Ответ получается такой:
Поскольку основной источник опасности Интернета — это неумение учеников, его потребителей, использовать и оценивать содержащуюся в нем информацию, их надо учить работать с Интернетом. В развитии этого умения у учащихся должны быть заинтересованы и задействованы все, от родителей учащихся до общественных организаций. Но вот научить, по роду своей деятельности, лучше всего получится, конечно же, у учителя. Контент-фильтр может играть при этом лишь вспомогательную роль на начальных этапах обучения. Запрет, как известно, ничему не учит.