Сплоченное сообщество педагогов: зачем и как?
В середине 1990-х в маленькой Македонии, где почти четверть населения составляли семьи цыган, возникла большая проблема: дети из этих семей не хотели ходить в школу и не заканчивали даже первого класса. Но когда всех дошкольников поместили в детские сады, работающие по программе Step by Step – «Шаг за Шагом», дети – все без исключения – с успехом окончили начальную школу. Почему? Потому что их научили общаться со сверстниками и со взрослыми, проявлять инициативу и делать выбор, доводить начатое дело до конца. Эта программа действует в 28 странах мира, ее суть в том, чтобы развить личностные качества каждого ребенка, предоставив ему свободу самому выбирать деятельность в группе. При этом ребенку обеспечиваются уважение, поддержка, право на ошибку. В результате дети учатся быть самостоятельными и работать в команде, понимать и осмысливать свои действия, мыслить критически, формировать собственное мнение и отстаивать его. Все эти навыки требуются для успешной учебы в школе.
Дошкольное образование – это важнейшая ступень, без нее нам никогда не добиться ни равенства доступа к образовательным услугам, ни их эффективности.
Есть несколько условий качества образования. Профессионализм школьных педагогов и директоров школ, поддержка каждого ребенка независимо от его способностей и подготовки – все это очевидные факторы. Но помимо них есть еще два важнейших условия, на которые обращают мало внимания: это качественная развивающая система дошкольного образования, доступная каждому ребенку, и поддержка детских садов, школ и других образовательных учреждений, работающих в сложных условиях.
Международные сопоставительные исследования, такие как PISA или PIRLS, доказывают: дети, получившие хорошее дошкольное образование, демонстрируют более высокие результаты в школе. Поэтому очень важно, чтобы именно дети, растущие в сложных условиях – в бедности, в неполных или проблемных семьях, в домах, где нет ни книг и других условий для развития, – получали доступ к самым лучшим программам и к самым разнообразным услугам.
Но как этого добиться? Как сделать труд дошкольных педагогов более востребованным, как помочь им распространять эффективные образовательные программы? Ведь хотя в нашей стране и появились крупные проекты по расширению охвата дошкольным образованием – за счет строительства новых учреждений и оптимизации ресурсов, его содержанию и самим педагогам уделяется слишком мало внимания.
Мой ответ такой: для развития системы дошкольного образования нужно – и это в наших силах – формировать сплоченное сообщество педагогов.
Как создать среду, стимулирующую уважение к каждому ребенку и его родителям? Как научить педагогов общаться с детьми и их родителями так, как должны общаться друг с другом граждане демократического общества? Как научить их видеть и понимать особенности каждого ребенка? Как, наконец, помочь педагогам осознать ту огромную ответственность за будущее детей, которую они несут?
Я убеждена, что решить все эти проблемы можно только усилиями всего профессионального сообщества. Во многих странах именно сообщество педагогов берет на себя ответственность за качество дошкольного образования. Оно создает критерии аттестации и проводит ее: такой аттестации педагоги доверяют гораздо больше, ведь их оценивают не чиновники, а коллеги. Сообщество педагогов разрабатывает критерии оценки качества образования, договаривается о его основных принципах и ценностях. И в результате может менять приоритеты развития, например, добиваться того, чтобы всем детям уделялось примерно равное внимание, чтобы с каждым общались уважительно, чтобы вместо стремления добиться абсолютного послушания – в итоге это приводит к зависимому поведению – педагоги помогали ребенку проявить инициативу и развить лидерские качества.
Примеры таких профессиональных сообществ можно найти в странах Скандинавии, где государство практически не вмешивается в деятельность дошкольных педагогов. В результате там сложились системы, во всем мире признанные как наиболее эффективные.
В России сейчас многие педагоги рассматривают каждое посещение коллег как тяжелое испытание и стараются сделать так, чтобы их проблемы были незаметны. Но когда возникает настоящее сообщество, педагоги начинают доверять друг другу, обращаться к коллегам за помощью, учиться у них.
У нас уже есть такой опыт. В 1994-2005 годах в 15 регионах России сложилась новая система профессионального развития педагогов английского языка: учителями в этой системе были наиболее упешные специалисты, которые прошли подготовку у лучших коллег Европы. Они сами составляли программу исходя из нужд сообщества, и одной из ее особенностей были взаимные попосещения и взаимная оценка педагогов. Поскольку ресурсов не хватало, проектирование стало важным компонентом программы, а оценкой результатов проектов занимались сами участники. Именно они могли решить, востребован ли созданный в проекте продукт, и с помощью очень скромных ресурсов поддержать самые интересные разработки.
А сегодня формировать сообщество дошкольных педагогов помогает Всероссийский конкурс имени Л.С. Выготского. Это, строго говоря, даже не конкурс, а тендер, его цель – включить как можно больше педагогов в проекты по развитию дошкольного образования в нашей стране. Мне кажется, если каждый воспитатель поучаствует в Конкурсе Выготского, это будет серьезный прорыв в развитии педагогического сообщества России.
Что бы я посоветовала педагогам, которые хотят участвовать в этом или в любом другом профессиональном конкурсе.
1. Для победы в любом конкурсе нужно прежде всего выбрать достойную задачу. Пусть она не будет масштабной, главное, чтобы вы точно знали, кому и как именно хотите помочь своими действиями, чему и кого хотите научить, какие условия создать.
2. Ответьте на вопрос, что вы хотите изменить в сложившейся практике. Чем подробнее будет ответ, тем лучше.
3. Помните: у каждого проекта должен быть результат. Если вы, например, придумаете или изучите, как помочь застенчивому ребенку проявить себя или как договориться с родителями в проблемной семье о совместной работе с ребенком, и проверите, действительно ли все это работает, – прекрасно.
4. Не старайтесь повторять заученные фразы и выражения, описывайте свой опыт самыми простыми словами, как если бы вы рассказывали об этом родителям ребенка.
Принять участие в конкурсе!
Об авторе
Елена Анатольевна Ленская – кандидат педагогических наук, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).