Современный урок истории в школе: задачи и решения

История занимает особое место в школьном образовании и является одним из наиболее сложных предметов для преподавания: эффективные методики ведения учебного процесса по праву считаются одними из наиболее дискуссионных вопросов в педагогическом сообществе. Как увлечь ученика в ходе урока и расширить учебный материал? Возможно ли сегодня синхронизировать историю России и всеобщую историю? Эти и другие вопросы обсуждали в рамках Байкальского международного салона образования 22-24 ноября в Иркутске.

Книги, фильмы, спектакли, музыка и СМИ сотканы из исторических образов или отсылок к ним. Эксперты подчеркивают: использование мультимедийного контента на уроке не только позволяет погрузиться в эпоху, но решает ряд ключевых задач в контексте воспитания: 

«Если учитель не использует на уроках классические литературные тексты, фильмы, музыкальные произведения, то о них подростки, скорее всего, и не узнают, и культурное отчуждение между поколениями может углубиться. Воспитательная функция школы заключается, в том числе, и в том, чтобы формировать, сохранять и укреплять общую культурную почву всех поколений россиян. Мультимедиа во всем их многообразии и доступности позволяют это сделать», – рассказал в рамках мастер-класса ведущий методист по истории корпорации «Российский учебник», учитель истории и обществознания образовательного комплекса № 627 г. Москвы Сергей Агафонов.

В частности, просмотр исторического кино на уроке позволяет не только заинтересовать ученика, но и расширять кругозор, развивать навыки критического мышления и эмпатию, знакомит с достижениями отечественной культуры.

После просмотра небольших кинофрагментов следует выполнить задания, ответить на вопросы и обсудить, как определенные исторические процессы были представлены в фильме, насколько они совпадают с теми, что отражены в учебнике. Интересно, что в учебниках истории России и всеобщей истории корпорации «Российский учебник» списки произведений художественной литературы и кинематографа являются неотъемлемой частью методического аппарата, после каждой главы есть рубрика «Что посмотреть и почитать». Электронная форма этих учебников, в  свою очередь, уже дополнена аудиовизуальным контентом, различными интерактивными форматами, а также практическими заданиями для проверки усвоенных знаний. Еще один интересный подход – в рамках одного урока возможно раскрыть вместе с учениками значимое историческое событие, находя отражение его аспектов и интерпретацию смыслов в литературе, музыкальных произведениях и массовой культуре. Такой подход позволяет изучить, как интерпретируются различные элементы события на протяжении определенного периода времени:

«В результате у нас получается современный урок, реализующий межпредметные связи, формирующий метапредметные понятия, развивающий метапредметные универсальные учебные действия. Учитель в современной школе выстраивает ценностные иерархии, упорядочивая с их помощью информационный хаос, показывая ученикам, как интерпретации помогают разбираться в окружающей реальности, делая ее ресурсом личностного развития человека», – рассказал Сергей Агафонов.

Другая проблема – синхронизация курсов истории России и всеобщей истории в основной школе. Вот уже третий год идет переход на новую систему преподавания истории России. Изменилось распределение содержания по классам, изменились методические подходы. Но до сих пор нет учебников всеобщей истории, соответствующих учебникам истории России, а их методические аппараты сильно отличаются друг от друга. В рамках панельной дискуссии эксперты не обошли вниманием и эту тему, и обсудили, какие эффективные подходы позволят решить задачу.

Следует отметить, что педагог может использовать для синхронизации курсов уже имеющиеся учебники, о чем гласит 2 пункт Министерства образования и науки РФ от 8.06.2015 г. № 576. Дополнительным инструментом могут послужить пособия отечественной истории и всеобщей истории в схемах и таблицах. Так, учащимся 7-о класса предлагается, пользуясь данными синхронной таблицы, определить, что было общего и что различного в развитии России и государств Центральной Европы в XVI-XVII веках, какие события определенной эпохи в стране и как повлияли на ход истории в других странах. В рамках выступления БМСО эксперты подчеркнули, что данные пособия соответствуют новой модели преподавания истории и станут хорошим дополнительным инструментом для решения задач по синхронизации данных предметов. 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть