Как научиться импровизированной речи
Приближается начало муниципальных и зональных этапов конкурса «Учитель года-2019». Знаю, насколько это волнительно, требует больших моральных и физических усилий от участников. Как член жюри, обратил внимание, как многие учителя теряются, когда им задают вопрос, когда им необходимо высказаться по теме, иногда далёкой от той, к которой они готовились. Эта статья, надеюсь, будет полезна не только участникам профессиональных конкурсов, но и научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и мастер-классов. Иногда и ученики задают нам такие вопросы, что сложно с ходу связно и убедительно ответить.
Импровизированная речь — это ваше длинное высказывание, с которым вы должны выступить, но совершенно к нему не готовились.
Это часто происходит в нашей профессиональной и обычной жизни. Учеников мы тоже должны учить импровизированной речи, чтобы развить в них навыки общения, помочь подготовиться к будущей взрослой жизни, полной сюрпризов и неожиданных поворотов. И этого обязательно коснёмся в будущем.
Конечно, в нашей профессиональной деятельности такие ситуации, когда нужно импровизировать, выступить без заведомого предупреждения, без времени на то, чтобы подумать, предсказуемы. Если это случается в классе в ходе урока, это, прежде всего, может говорить о нашей неготовности. Это наш профессиональный брак.
Тем не менее, в жизни учителя встречаются моменты, когда его могут попросить высказаться без предупреждения, экспромтом: на конкурсах, методических объединениях, педагогических советах и т.п.
Есть несколько секретов, которые предлагают специалисты по ораторскому искусству, которые могут пригодиться вам, чтобы избежать паники и смущения.
1.Возьмите ручку и листок бумаги, будь это салфетка, конверт, или оборотная сторона вашего заранее подготовленного выступления. Быстро запишите вопрос. Если есть хотя бы несколько секунд или минут, кратко запишите главные тезисы своего импровизированного выступления. Только не делайте это явно. Не жалуйтесь, что вы не успели записать. И вообще, делайте эти записи непринуждённо.
2. Не стесняйтесь признаться, что Вы не готовы к выступлению. Но сделайте это профессионально! Не пытайтесь вызвать жалость к себе, а скорее выиграйте время, переключите автора вопроса или аудиторию на что-то другое: «Спасибо за вопрос…», «Вы знаете, это для меня неожиданно. Одну минутку». Или попросите стакан воды. Пока вам нальют, пока вы медленно будет потягивать её, есть время подумать, накидать хотя бы в голове набросок.
3. Вспомните и запишите интересные или важные факты по данной теме, с которыми вы сталкивались ранее. Опишите свои впечатления о вопросе или ситуации, связанные с ним. Было трудно? Почему?
Если вы не совсем готовы, или нет времени, запишите вводную фразу и окончание своего выступления. Последнюю фразу: «Таким образом…»
Если вы начинаете свою речь уверенно, с хорошо сформулированной мыслью, затем спотыкаетесь и заикаетесь в течение нескольких минут, но заканчиваете свою речь действительно убедительной фразой, речь всё равно будет восприниматься как полный успех! Начало и конец выступления имеют решающее значение.
4. Упредите тему. Подумайте о предстоящих вопросах заранее, накануне обсуждения. Часто можно предположить, какие вопросы прозвучат. Подготовьте заблаговременно несколько тезисов по каждому предполагаемому вопросу. Главное, отвечая на эти ожидаемые вопросы, держитесь свободнее и не вздумайте подглядывать в бумажки. Можете предварить свой ответ каким-либо экспромтом, вспомнить, может быть, забавную анекдотическую ситуацию на эту тему.
5. Продумайте ваше вводное предложение. Может быть, повторите ещё раз поставленный перед вами вопрос, а затем выстраивайте сложный путь к окончанию вашего умозаключения. Возможно, здесь ваша речь будет не очень связной. Но сосредоточьтесь на ключевой фразе, которую. вы подготовили к концу своего выступления.
6. Когда вы начинаете свою речь, сосредоточьтесь на дикции и тоне выступления. Это очень важно. Иногда даже ясно изложенные аргументы «тонут» в неэмоциональном выступлении с большим числом невразумительных междометий вроде «Э-э-э», «М-м-м» и так далее.
Что делать, если вы растерялись?
Если у вас есть время перед выступлением, сделайте наброски основных тем или точек и зафиксируйте их в памяти подчёркиваниями, другими выделениями. Не пытайтесь вспомнить всю речь в деталях! Просто держите в голове порядок, последовательность важных моментов.
Если вы вдруг потеряете нить своих размышлений или вообще не знаете, о чём говорить, не паникуйте! Просто ознакомьтесь с несколькими советами, как выйти из этой щекотливой ситуации.
1.Притворитесь, что вы нарочно остановились. Медленно пройдитесь вперед и назад, как будто вы делаете паузу перед исключительно важной заключительной фразой.
2. Всегда в аудитории есть человек, который выделяется среди других. Посмотрите на него, спросите: «А как вы думаете?» Не важно, ответит ваш собеседник из зала на вопрос, но вы выиграли драгоценные минуты для своего ответа.
3. Если вам нужно больше времени, чтобы подумать, вы можете задать вопросы всей аудитории. Например, «Ещё какие вопросы будут у вас?» или «Все меня слышат?», «Всем видно мою презентацию?»
4. Если вы все ещё не можете вспомнить, что сказать, найдите другие причины, чтобы приостановить речь. Вы можете сказать: «Извините, но у меня в горле пересохло. Можно мне стакан воды?», «У нас очень душно. Давайте откроем окно (включим кондиционер)» Кто-то пойдет, чтобы угостить вас водой, позаботится о проветривании помещения. А у вас будет время подумать о наиболее важных моментах дальнейшего выступления.
Многие учителя испытывают крайнюю тревогу из-за того, что не могут выступить. Я видел сотни учителей, которые дают блестящие уроки, но пасуют при публичных выступлениях, боятся оторваться от бумажки.
Готовьтесь заранее. Перед участием в конкурсах, научно-практических конференциях или других официальных мероприятиях, выступайте перед коллегами, перед зеркалом в конце концов! Импровизируйте. Составьте перечень ожидаемых вопросов к своему выступлению. И подумайте над ответами.