Инклюзия в штрихах: из опыта Японии
В стране действует система инклюзивного образования и система специального образования, которая начала создаваться в 1948 году, после принятия Закона о школьном образовании. С этого момента число учеников специальных школ неуклонно росло, но истинный масштаб проблемы государство осознало спустя 20 лет. За короткий срок Япония смогла построить национальную систему специального образования (ССО), обеспечив детям с отклонениями в развитии высокий уровень государственной помощи и социальной защиты.
В 1971 году Министерство образования Японии учредило Национальный институт специального образования (NISE) для решения конкретных задач системы специального образования. На сегодняшний день все дети независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе.
Система специального образования
Учебные заведения системы специального образования Японии делятся на три вида:
— специальные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения;
— специальные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха;
— специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями (школы, в которых реализуется все три типа обучения).
Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, а в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Дети, которые не могут посещать школу, обучаются на дому.
Возможные формы обучения
Согласно законодательству, ребенок может посещать специальную школу или специальный класс в общеобразовательных организациях. Он может также ходить в массовую школу, получая специализированную поддержку через ресурсные комнаты при условии, что у ребенка имеется только одно и при этом не тяжелое нарушение в развитии. Для детей-дошкольников с нарушениями развития (в возрасте от 3 до 6 лет) психологопедагогическая помошь может быть оказана только в специальном детском саду.
«Ресурсные комнаты»
Это специальная форма образования для детей с нарушениями развития средней тяжести, обучающихся в массовой школе.
В обычных классах система поддержки оказывается детям с интеллектуальными нарушениями, аутизмом и другими трудностями развития. При необходимости любой ученик имеет возможность несколько часов в неделю посещать малогрупповые или индивидуальные занятия с педагогом в ресурсной комнате.
Специалисты оказывают ребенку помощь по профилю имеющегося нарушения. Именно эта форма поддержки рекомендуется детям с речевыми нарушениями, отклонениями в эмоциональном развитии, слабовидящим, слабослышащим, страдающим двигательными нарушениями, а также хронически болеющим. Согласно статистике, чаще других в ресурсных комнатах получают помощь ученики с нарушениями речи и эмоциональными нарушениями. Гораздо реже обращаются к специалистам ученики с нарушением зрения, еще меньше — дети с хроническими заболеваниями или нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учащиеся с нарушениями средней тяжести обучаются в специальных классах общеобразовательных школ. Здесь им оказывается необходимая специальная поддержка в соответствии с индивидуальными потребностями.
Ребенок, имеющий грубые интеллектуальные или множественные нарушения, должен все равно обучаться
В зависимости от характера нарушения и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной школе соответствующего вида. В особых случаях обучение осуществляется на дому приходящим педагогом. Для детей, находящихся длительное время на стационарном лечении, при госпиталях работают особые школы.
Процент детей, получающих отсрочку или освобождение от обучения в силу тяжести недуга минимален — 0,001 процента детей школьного возраста.
Несмотря на огромные затрачиваемые средства, государство не торопится закрывать специальные классы и школы
Государство не торпится закрывать специальные классы и школы, наоборот, расширяет возможности специального образования. Например, если первоначально для подавляющего большинства детей специальное обучение заканчивалось в 14–15 лет, то уже 2004 г. около 96 процентов учеников, окончивших неполную среднюю школу, продолжили свое образование в старших специальных классах. Ресурсных комнат на этих ступенях уже нет.
Статистические показатели 2004 года говорят о том, что почти половина выпускников, имевших нарушение зрения и слуха, продолжили образование в высшей школе. Пятая часть выпускников (20,4 процента), в том числе с интеллектуальными нарушениями, сумели получить работу.
На одного педагога — 1,5 ученика
В специальных школах соотношение педагог — учащиеся составляет примерно 1:1,5. С учетом педагогического штата и вспомогательного персонала, соотношение меняется — почти 1:1. Средняя наполняемость класса для детей с недостатками развития и специальной, и в общеобразовательной школе не превышает трех учеников. Наполняемость обычного класса в массовой школе около 40 человек.
Система подготовки учителей, работающих в ССО
Работать в системе ССО педагогу дает право стандартный сертификат и один из трех типов сертификатов для специальных образовательных учреждений: для детей с недостатками зрения, слуха или для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями.
Двухуровневая программа подготовки и переподготовки учителей (региональная и федеральная)
На первом (региональном) уровне учителя после 10 лет практической работы повышают квалификацию в местных центрах специального образования. Программы повышения соответствуют конкретному уровню педагога — от начинающего до самого высокого.
Второй уровень обеспечивается программами, поддерживаемыми правительством страны. Это или курсы повышения квалификации, нацеленные на подгоовку педагогов к решению новых задач, поставленных государством перед ССО, или профильные курсы NISE. На них педагогов знакомят с новыми экспериментально проверенными методиками и технологиями специального обучения.
Кроме того, каждая школа проводит педагогические семинары и конференции, где обсуждаются сложные педагогические случаи.
Министерство образования Японии строго контролирует эффективность работы ССО
Это означает, что ведомство располагает точной информацией успешности продвижения учеников с особыми образовательными потребностями (в Японии принято понятие «со специальными нуждами») по образовательной траектории, проводя многочисленные мониторинги, обзоры и исследования.
Министерство образования также осуществляет экспертизу качества модульных проектов во всех префектурах Японии.
Специальные школы для слепых, глухих, детей с интеллектуальными нарушениями, детей с физическими нарушениями и детей с хроническими заболеваниями работают по национальным стандартам. Они предполагают разработку индивидуальных планов, которые педагог разрабатывает совместно с родителями и воспитателями. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской истории ребенка, проводятся психологическая оценка и тестирование. Также собирается информация о семейной ситуации, учитываются пожелания родителей. На основе обработанных даных выстраивается индивидуальная траектория обучения ребенка. Индивидуальный план позволяет адекватно оценить реальную ситуацию и предоставить наиболее подходящие методы обучения.
Контроль за соответствием обучения индивидуальным нуждам ученика осуществляется региональными органами управления образования: через подведомственные экспертные службы они оказывают консультативную помощь всем школам, обеспечивающим специальное обучение.
Источник