Исповедь неудобной ученицы
Мария Фролова оканчивает школу в Санкт-Петербурге, но появляется в ней очень редко (это было еще до режима самоизоляции). Уже несколько лет она последовательно выступает против традиционной системы образования. Критикует, но и предлагает свой вариант. Она построила сама для себя персонализированную систему обучения, а потом стала помогать и другим подросткам «прокачивать» актуальные навыки, основав стартап OPEN MIND. В этом году за свою активность Мария была отмечена премией Рыбаков Фонда.
Мне очень скучно в школе. Поэтому до самоизоляции я появлялась там два-три раза в неделю. Очень люблю и уважаю учителей, но сам формат обучения мне не подходит. Я неудобный для школы ребенок — оценки у меня идеальные, олимпиады пишу, в конференциях участвую. Но частый гость в кабинете у завуча, потому что все революции, которые дозволено совершить ученикам, совершаю я.
Мое отношение к образованию изменилось после десятого класса. Тогда я первый раз сказала маме, что не буду поступать в университет — не понимаю, зачем мне сейчас высшее образование, если компетенции, актуальные для меня «здесь и сейчас», я могу получить на более краткосрочных программах. То есть мне важно прокачивать практические навыки, как только на это появляется запрос, а не ждать четыре-пять лет, пока я закончу вуз.
По сути это внедрение методологии Agile в жизнь: ты выдвигаешь какую-либо гипотезу и тестируешь ее за короткий промежуток времени. Например, сейчас у меня есть запрос на изучение маркетинга, поэтому я прохожу годовой курс от Mail.ru. Мне важно получать ответ на вопрос: «зачем?» и понимать, как я могу применить полученную информацию в жизни.
В школе такого чувства не было — наоборот, тебе кажется, что материал оторван от реальности: изучаешь по обществознанию, какой была экономика в начале 2000-х годов, в то время, как на дворе уже цифровая экономика.
Про практику — я сразу применяю полученные знания или навыки в своем проекте. Когда ты только делаешь стартап, понимаешь, какая деятельность тебе ближе, к чему тянет больше. Мой проект, кстати, связан с образованием, неформальным. До пандемии я вместе с двумя молодыми людьми — Артемом и Рамилем — создавала образовательные курсы по soft skllls (мягким навыкам) для подростков. Сделали первую онлайн-платформу, которая позволяет участникам, понять, куда и как двигаться дальше, и построить стратегию развития. Цена такого курса небольшая: то есть, каждый подросток может выбрать — сходить один раз в Макдональдс или сделать инвестицию в свое развитие через нашу платформу.
Раньше мы делали только курсы: обычные вебинары, проверка домашнего задания и взаимодействие с экспертами. А потом познакомились с понятием «геймификация» и стали пробовать внедрять игротехники в нашу деятельность. Все это происходило постепенно и очень медленно.
А когда ввели режим самоизоляции, пришлось на ходу перестраиваться. Отказались от онлайн-курсов, их сейчас и так предостаточно. Игротехники в нашем проекте стали внедряться с невероятной скоростью. Так, теперь вместо курса по креативности, делаем онлайн-квесты в Minecraft по развитию этого скилла.
«Как проводить время с друзьями?» — сейчас именно это волнует большинство подростков в связи с карантином. Поэтому мы немного поменяли позиционирование и сделали большую онлайн-тусовку, в которой теперь есть две траектории: образовательная и развлекательная.
Устраиваем интернет-тусовки — дискотеки в наушниках с диджеями, просмотр и разбор фильмов и игры в монополию и мафию онлайн, даже посиделки у онлайн-костра есть. Как теперь выглядит образовательный контент? У нас было направление, где эксперты рассказывали, как устроена та или другая профессия, какие навыки нужно прокачивать, чтобы стать успешным в ней. Сейчас каждый четвертый день мы проводим онлайн-эфиры или интервью в записи с разными известными людьми, которые позволяют подросткам ответить на вопрос: «что делать дальше?». Например, уже провели интервью с Кириллом Аверьяновым — это бывший IOS-разработчик ВКонтакте, который в 18 уехал в Кремниевую долину, чтобы развивать стартап.
Какие «soft-скиллы» надо прокачивать ученикам в первую очередь. Из опыта молодого предпринимателя
1. Коммуникация. Умение договариваться с другими людьми, высказывать свою точку зрения. В условиях дистанционного обучения этот навык западает самым первым. Из-за того, что вы сидите в четырех стенах, а единственная коммуникация — видеоуроки, на которых иногда спрашивают, и переписки в чате в формате «Кто знает, где включить звук?».
Не умея договариваться, говорить о себе, говорить в принципе, все остальные навыки уходят на второй план. Да, многие считают: «Вы же ничего не потеряли, вы общаетесь в чатах!». Чаты и соцсети — это крутое дополнение к новым знакомствам, но никак не основа отношений.
Коммуникация очень хорошо развивается в классе. Это то, ради чего нужно приходить в школу. Общение с друзьями на перемене — это один уровень, сдача реферата у доски — второй. Ежедневная прокачка ораторского искусства, постоянный контакт с одноклассниками, с учителями, с директором, приглашенными гостями. Ты постоянно развиваешь умение говорить, понимаешь, где нужно подстроиться под человека, где нужно ускорить речь, где замедлить.
2. Адаптивность.
Когда сидишь в школе, у тебя одни и те же условия. Ты видишь каждый день одного и того же учителя, знаешь, что будет завтра. Когда же выходишь за границы школы, понятно, что условия постоянно меняются. И мне кажется, адаптивность в формате дистанционного образования развивается максимально быстро или гораздо быстрее, чем в реале. Банально, отключился звук в Zoom — ты быстренько погуглил.
У меня нет ощущения паники на дистанте — я и раньше училась самостоятельно. Но моим одноклассникам сейчас тяжело — они два года готовились к ЕГЭ, поступлению, а как сейчас это будет происходить — непонятно. Теперь они не понимают, зачем готовились, как сдавать? Поэтому развивать адаптивность необходимо — какими бы не были условия всегда можно решить задачу.
3. Критическое мышление. Пока, наверное, оно еще не у всех развивается, и было бы здорово дать основы в школе. Раньше все копировали в тетради одну и ту же информацию, не анализируя ее. Сейчас же существует миллион ресурсов, и надо оценить их полезность буквально на лету. Потихоньку учишься фильтровать, начинаешь работать с текстами, цифрами, статистикой. Было бы здорово, если бы учителя разбирали фейки: почему это правда, а вот это нет.
4. Креативное мышление.
Мне кажется, такой навык даже вынужденно развивается в дистанционном обучении и у педагогов, и у школьников. Приведу не очень хороший, но яркий пример в плане шпаргалок. Как списывали в школе? Телефон под партой, максимум бумажный листик с ответами. Сейчас же чтобы списать — нужно придумать массу способов: как в зуме выключить камеру, как еще что-то сделать. Вы постоянно придумываете множество вариантов, как воспользоваться информацией, как выжить на контрольной. У учителей тоже развивается креативность, потому что, например, на каждую нашу сдачу стихотворения наизусть в онлайне они придумывают кучу различных штук — сдать с закрытыми глазами и так далее. В условиях дистанционного обучения креативность как мышца растет каждый день и это круто.
5. Эмоциональный интеллект.
Это качество сложнее развивать в условиях онлайн, потому что общаешься с людьми только через экран: ты их не видишь, не чувствуешь. Для меня это вызов — понять настроение у одноклассника или учителя, почему он вдруг выключил камеру. В своем проекте я стараюсь уделять внимание эмпатии — постоянно спрашиваю ребят, что они чувствуют, почему. Я, правда, вне компетенций и понимания, как прокачивать эмоциональный интеллект в условиях онлайна, но пытаюсь понять, какая боль и потребность у подростков-пользователей.
Мне кажется, статус школы потихоньку меняется. Учебные заведения стали не платформой для получения глубоких знаний, а своеобразным навигатором, необходимым в большом потоке информации. Я не считаю себя уникумом, просто не боюсь говорить то, что думает большинство подростков.
Обучение на удаленке обострило проблему. Сейчас 30 человек в классе не будут слушать час лекцию за компьютером. Ключевая задача учителей на дистанте — не передать информацию удаленно, а продумать крутые инструменты для этой передачи, то есть сжать материал из 3-4 уроков на 15-20 минут. Добавить больше практики, игр и интереса.
Будет идеально, если каждая школа станет не только навигатором по знаниям, но и центром сообщества. Мне кажется, многие проблемы подростков сейчас исходят из того, что рядом нет единомышленников, которые поддерживали бы тебя в том, что ты делаешь. Когда они отсутствуют — сложно понять, что, например, делать проекты вместо компьютерных игр или обсуждения сериалов — это нормально.
Сейчас мы часто можем быть со взрослыми полезны друг другу. Например, у учителей часто бывает плохо развита цифровая грамотность, у школьников — отлично. То есть в таком союзе подростки могут стать менторами для учителей, а учителя останутся менторами ребят.
На мой взгляд, школа как центр социума позволит и учителям, и школьникам приобрести то окружение, в котором будет комфортно меняться, достигать того, к чему ты стремишься. Поэтому я поддерживаю движение Рыбаков Фонда — у нас одинаковые ценности.
В ближайшие три года я планирую создать свой образовательный центр, где смогу создать ту атмосферу, которая станет своеобразным инкубатором для тех ребят, которые хотят меняться и менять мир вокруг себя. Я готова своим опытом поделиться и со школами. Другое дело, готова ли школа принять это сейчас, готова ли она выйти на такой уровень сотрудничества. Это вопрос, на который нужно ответить взрослым.
Что такое Школа — центр социума?
Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.
Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.