Как наладить дистанционное обучение: липецкий опыт
Липецкие школы первыми ушли на карантин, а теперь на каникулы. Никакой паники или растерянности здесь не ощущается, весь образовательный процесс под контролем. Иван Андреевич Семенов, заместитель директора и преподаватель информатики липецкой МАОУ СШ №55 г. Липецка «Лингвист» рассказал нам, как организовать полноценное дистанционное образование с помощью цифровых технологий.
Я отвечаю за информатизацию школы с 2016 года, и в мои обязанности входит поиск новых цифровых инструментов и их апробация. Два года назад ЯКласс предложил школе свою систему, продемонстрировал ее, и наш директор ухватился за идею задолго до карантина. Сначала я опробовал платформу и попросил других учителей посмотреть ресурс по их дисциплинам. Изначально по истории и обществознанию было немного материала, хотя сейчас уже достаточно, математики сразу нашли для себя интересное, учителя химии и русского языка тоже не остались равнодушными, ну а для моих уроков ЯКласс просто клондайк.
Когда в школе нет учеников
Весь материал информатики пятых-девятых классов на платформе тютелька в тютельку построен на нашем учебнике Босовой, так что это здорово помогает мне при подготовке занятий. Это очень удобно: я рассказываю тему, в конце урока класс закрепляет ее упражнениями, а домашнее задание ученики делают на базе сайта, где я могу прикрепить ссылки, дополнительные материалы.
Основное преимущество этой системы — значительная экономия времени, педагогу не нужно проверять кипы тетрадей. Алгоритм простой: учитель задал работу на сайте, отметил, сколько времени ученик потратил на ее выполнение, какие задания вызвали затруднение, сколько баллов получил школьник. У меня есть своя шкала баллов, по которой я выставляю оценки за онлайн-работы, например, от нуля до сорока процентов выполненных заданий — тройка, от сорока до восьмидесяти — четверка. Мне нравится возможность устанавливать таймер на задачи и добавлять свой материал.
Большинство учителей нашей школы используют Якласс для дистанционной работы, исключение составляют педагоги французского, испанского и других редких предметов, так как для них на сайте нет пока инструментов. Возраст онлайн-образованию не помеха, наш семидесятилетний учитель русского языка — один из самых активных пользователей в школе.
Когда ввели карантин, система была отлажена и поставлена на рабочий поток. У многих педагогов на сайте уже выложены наработки и материалы, так что работа хоть и перешла на другой формат, паники ни у кого нет. Сейчас ЯКласс даже предлагает нам поработать с экспертами и стать авторами-разработчиками уроков в условиях карантина. Жаль, что на платформе пока нет возможности видеоуроков и вебинаров, но выручают Ютуб и другие видеохостинги.
Если ваша школа не имеет большого опыта по организации удаленного образования, то стоит сделать несколько организационных шагов:
1. Проанализировать ресурсы
Пусть ответственный за информатизацию человек проанализирует системы, которые могут вам помочь: ЯКласс, РЭШ (Российская электронная школа) или другие. Тут для каждой школы со своими особенностями может подойти разные варианты.
2. Продемонстрировать систему учителям
На совещании, на котором вы будете сидеть в метре друг от друга для профилактики или в онлайне, можно показать систему в режиме реального времени, как проходить регистрацию, проводить урок, задавать домашнее задание в рамках сайта.
3. Объяснить новый формат работы детям и их родителям
Если старшеклассники могут самостоятельно зайти на сайт и создать там личный кабинет, то для младшеклассников и их родителей можно подготовить подробную инструкцию со скриншотами.
4. Наладить обмен опытом
Например, на ЯКласс учителя активно обмениваются наработками. Если у вас есть сложность с организацией удаленного обучения, всегда можно бросить клич на сайте SOS и получить море идей, советов и материалов.
5. Помнить, что вы руководите процессом учебы
Не переносите на онлайн-ресурс все функции педагога. Даже в дистанционном образовании учитель, живой человек, должен быть с учениками, ведь сайт — это только ваш помощник.