Как открывался кружок робототехники в поселковой школе за счет гранта
Я живу в небольшом поселке Палкино в Псковской области. За последние десять лет число жителей сократилось почти в три раза. В былые времена в 10-ти тысячном населенном пункте кипела жизнь, единственная поселковая школа изобиловала кружками и секциями. Сегодня картина, увы, не такая радужная. Кружков технического творчества нет. Для этого нужно ехать в областной центр. Это для родителей и деньги, и время. С учетом заработков — техническое творчество детей стало практически недоступным.
Мы с женой обсуждали сложившееся положение с другими родителями. Собрали «актив», стали думать над решением проблемы. Выход неожиданно нашелся в сотрудничестве с некоммерческой организацией. В Пскове мы обнаружили таких энтузиастов-соратников: АНО «Юный техник». Им также была небезразлична недоступность кружков для областных детей и они подали заявку в Фонд президентских грантов на закупку оборудования для сети кружков робототехники по всей области. Удача улыбнулась псковичам, и их заявка была одобрена.
За последние годы Фонд президентских грантов кратно увеличил финансирование социальных проектов от НКО. В 2019 году поддержку получили 3772 проекта из 85 регионов.
И вот к нам в Палкинскую школу уже могут поставить для кружка робототехники пять расширенных наборов LEGO EV3, шесть хороших ноутбуков. Самостоятельно подобное оборудование поселковое учреждение вряд ли смогло бы купить. Но о том, кто будет вести кружок мы, увы, изначально и не подумали. В школе на тот момент не было даже учителя информатики, а про робототехнику можно было даже и не мечтать.
Ситуация вдруг из удачной в один момент стала просто критической. Без преподавателя оборудование никто не выделит — зачем ему пылиться в школе без дела. Ставка в школе мизерная, так что сразу было обозначено — вести кружок нужно практически на общественных началах. После обсуждения на «родительском активе» в результате у нас в поселке таким энтузиастом стал… я. Не пылиться же диплому радиоинженера?
Два года назад, в феврале 2018 года, началась моя скромная карьера педагога. Признаюсь: было непросто.
Мой кружок на соревнованиях. Фото из личного архива
Помогло то, что поселок небольшой: все друг друга знают и чуда от меня никто не ждал. Доверие и от родителей, и от ребят, и от руководства школы было полное..Теперь я точно знаю, что не нужно стесняться педагогической неопытности. Я часто приходил к опытным учителям в школе за советом, с оформлением бумаг и отчетов коллеги тоже помогли. На первых порах проводил занятия, опираясь на ролики с тематических каналов.
Купил несколько учебников по робототехнике. Особенно понравилась книга Сергея Александровича Филиппова из Санкт-Петербургской ФМЛ № 239. Поэтому и поехал на курсы к нему же. Об этом выдающемся педагоге можно отдельную статью написать. Курсы бесплатные, ежегодные. Интенсивность занятий очень плотная, но время летит со скоростью электронов в проводах. Всем рекомендую зарядиться положительной энергетикой.
Конечно, помогали и наши партнеры из «Юного техника». Большое спасибо Владимиру Колпакову, он как более опытный робототехник здорово выручил на первых порах и продолжает сопровождать нас сейчас. Это очень важно, когда рядом есть единомышленник.
Скачок в развитии кружка произошел и после соревнований по робототехнике во Пскове под эгидой Робофиниста, которые организовал тот же «Юный техник». На них и я и мои ученики посмотрели на других ребят, увидели, что их простенькие роботы могут побороться за призовые места. Обменялись мыслями и идеями с коллегами со всей области, с гостями из Ленинградской области и даже из Эстонии.
Кружок функционирует, спасибо общественникам и Фонду. Ребята с интересом постигают премудрости конструирования, программирования, командной работы. Но какие плюсы получает педагог? Зачем он пойдет в школу? Ставка педагога дополнительного образования в школе мизерная — порядка 2000 руб. за 3-4 часа в неделю. Ничего особо не изменилось за два года: преподавателем робототехники в глубинке может стать только большой энтузиаст, который делает это для души.
Что же может привлечь энтузиаста? Попробовал сформулировать плюсы для себя:
- желание поделиться своими знаниями с детьми;
- развить школу в родном поселке;
- искорки в глазах детей, когда они сделали своего первого робота;
- теплые слова от родителей учеников;
- азарт, с которым ребята готовятся к соревнованиям.
Наверняка есть и еще факторы, которые не сформулированы, но мне кажется, и вышеперечисленных уже достаточно. Но вы, коллеги, не стесняйтесь, добавляйте комментарии.
Об авторе: Теодор Плявинский, педагог дополнительного образования МБОУ «Палкинская средняя школа»