Почему я не вижу противоречия между традиционным образованием и онлайн
Я преподаю в интернете уже более пяти лет. Моим первым онлайн-учеником стал восьмилетний брат. Я переехала в другой город, и видеозвонки стали единственным способом поддерживать общение на расстоянии. Мы решили совместить приятное с полезным и начать общаться на английском, для чего предварительно ребенка нужно было обучить языку. Занятия оказались успешными, и вскоре я сделала онлайн-занятия частью моей работы.
Преподавание онлайн
После моего очередного переезда некоторые из учеников не захотели искать другого преподавателя и рискнули попробовать новый для них формат. У таких занятий масса преимуществ для преподавателя – круг клиентов расширился, так как географическое расположение перестало быть преградой, высвободилось дополнительное время, прежде затрачиваемое на дорогу туда и обратно, что как никогда важно, если необходимо совмещать работу с учебой, и в то же время, уделять время саморазвитию, хобби и своим близким.
Однако в такой работе также существует ряд трудностей – электронные материалы, как правило, не интерактивны, поэтому коммуникации порой затрудняются, если нужно договориться, какой именно открыть файл, где остановить аудио, разобрать непонятный момент в видеоролике и т.д. В такие моменты особенно сильно ощущается недостаток синхронизации.
Решение было найдено с началом работы в онлайн-школе Skyeng. Уроки здесь проходят на интерактивной платформе Vimbox, которая предоставляет собственные материалы уроков преподавателям, а учеников обеспечивает интересными занятиями.
Совмещение онлайн и традиционного преподавания
Ощутив на себе все преимущества дистанционного преподавания, несколько часов в неделю я по-прежнему посвящаю преподаванию традиционному. Мне интересно сравнивать, экспериментировать и внедрять элементы цифровизации в привычный, годами проверенный процесс обучения, наблюдать за тем, как он преображается.
Начав работать в центре изучения иностранных языков «Hogwards», я не могла не оценить обеспеченные преподавателям условия: просторное помещение, удобные рабочие места, школьная доска от пола до потолка, большой выбор учебников для всех уровней и возрастов, огромная коллекция карточек с лексикой на десятки тем. Возможность заниматься в группах, играть в подвижные игры, проводить чаепития и заводить новых друзей – это то, что привлекает детей и их родителей, которые по-прежнему выбирают занятия в языковых центрах. Впрочем, такой подход не только не исключает элементы цифровизации, но и дает возможность создать такую среду, в которой традиционные ценности искусно переплетаются с прогрессивными методами.
Домашние задания, которые мы отправляем ученикам в группах в WhatsApp, часто включают просмотр видео или прослушивание песни на Youtube, а список заданной на неделю лексики обязательно озвучивается носителем языка и также скидывается в группу в формате аудиосообщения. Раз в месяц мы проводим Cinema Night, когда все желающие могут собраться в школе для просмотра фильма на английском языке. Коллекция фильмов у нас всегда под рукой – достаточно иметь подписку на сайт ororo.tv.
Внедрение элементов цифровизации в традиционное преподавание
Ввиду опыта онлайн-преподавания взгляд привык к беспрестанному поиску возможностей что-то улучшить, оптимизировать. За период летних каникул мы с коллегами оцифровали все бумажные материалы, рассортировали по категориям уже имеющиеся электронные файлы, и на их основе создали нашу собственную программу для разных уровней и возрастных категорий. Теперь каждый урок можно найти в отдельной папке в виде слайдшоу и рабочих листов для печати, доступ к которым открыт для всех преподавателей школы с любого электронного устройства.
Одним из последних предложенных мной нововведений стало использование мобильного приложения для изучения слов Quizlet аналог традиционным картонным карточкам. Для детей, рожденных в то время, когда навыки обращения со смартфоном осваиваются параллельно с тем, как они учатся говорить и ходить, заучивание слов подобным образом оказалось интуитивно понятным, приятным, и оттого – эффективным.
Еще одним инструментом для разнообразия внеклассной активности стала платформа Raz-Kids, где собрана обширная коллекция книг с иллюстрациями и озвучкой, к каждой из которых есть специальные упражнения. В личном кабинете преподаватель может отслеживать прогресс юных читателей и назначать новые задания.
Некоторых родителей смущает, что в процессе образования ребенку нужно много времени проводить с гаджетами. Я часто повторяю слова известного в России психолога Михаила Александровича Лабковского, который утверждает, что выстраивание правильных отношений ребенка с гаджетами подразумевает четко ограниченное количество проведенного с ними времени в независимости от цели. Из этого следует, что использование компьютера или смартфона в целях образования лишь увеличит полезность этого времени.
Работая с группой шестилетних детей, которые еще не могут выполнять домашнее задание с помощью смартфонов самостоятельно, мы получали много отзывов от их родителей, которые отметили, что такой подход позволяет и самим взрослым вместе с ребенком вспомнить забытый английский язык – даже пара месяцев прослушивания детских песенок и озвучки списков лексики (цвета, одежда, фрукты) сделало многих родителей наших учеников более уверенными в поездках за границу.
Несмотря на то, какой метод обучения предпочтителен для вас на данный момент, если вы не боитесь экспериментировать, открыты для всего нового и жаждете поделиться своими находками с другими, ваши ученики непременно это оценят и покажут превосходные результаты. А для нас, учителей, это самая большая награда.
Об авторе: Виктория Поданёва, преподаватель английского языка онлайн-школы Skyeng
Условия участия и регистрация