Когда педагогика расходится с медициной
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. пародолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова придти к детям.
Ее мать болела неизлечимой болезнью и умерла в тюрьме, едва дожив до двадцати шести лет. Анжела прибыла в наш детский дом, когда ей исполнилось семь лет – слабенькая и болезненная. Она постоянно жаловалась на боли, на тошноту. Весь день, каждый час – все ее внимание сосредотачивалось на недомогании. Она не участвовала в школьных мероприятиях, училась едва-едва.
Доктор, передавая медицинские документы, рассказал:
– К моменту рождения девочки, мать уже несколько лет болела. У дочери от мамы по наследству таже болезнь. Это значит, через несколько лет Анжела умрет.
Я спросил:
– Через сколько, через несколько?
– Через два-три года максимум, – ответил доктор.
– Знает ли об этом девочка? – спросил я с опаской.
– Нет, она не может этого знать, потому что только вчера мы получили результаты анализа.
Так началось наше знакомство. История Анжелы долго не давала мне покоя. Наконец, пришла идея. А что если попробовать? Ведь ничем в данном случае не рискуем.
Первым делом я спрятал подальше медицинские документы Анжелы и сведения о ее матери. После этого, составил для нее подробный план индивидуальных занятий.
Важной частью педагогического плана явилось создание для Анжелы такой жизненной ситуации, в которой она занималась бы захватывающей и полезной деятельностью. Ее следовало отвлечь от ее привычных болезненных ощущений.
Я начал постепенно привлекать Анжелу в качестве помощницы к моей работе. Давал ей посильные задания: то переписать что-нибудь, то разложить документы, то еще нечто – подобных дел хватало в достатке. При этом просил своих коллег выражать восторг и восхищение от исполненных Анжелой поручений, и сам не скупился на положительные оценки.
Девочка впервые в жизни начала осознавать свою собственную важность и значимость для других. Ее увлекла полезная, добрая и необходимая деятельность.
Очень скоро мы начали занимались с нею по предметам школьной программы. Индивидуально и посильно, шаг за шагом – догнали сверстников по классу.
Плюс к этому мы много ходили пешком на свежем воздухе, с каждым днем все дольше и дольше. Даже в тех случаях, когда проще добраться на машине. Девочка становилась все выносливее и охотнее принимала участие в прогулках. Ведь мы не просто прогуливались – Анжела выполняла конкретную роль – помогая исполнять ответственное и конкретное поручение, от которого зависело нечто важное и полезное для нашего детского дома. В этом она явно испытывала удовольствие, замечая как люди вокруг восхищаются ее поступками. Во время таких «вынужденных» прогулок, мы вели самые разные и увлекательные разговоры обо всем на свете.
Анжела окрепла, вместе с этим начала забывать о своем недомогании, о болях.
И вот мы пришли в клуб художественной гимнастики. Учительница Галина Павловна – добрейшей души человек – стройная, красивая, внимательная воспитательница и тренер. Школьницы ее обожали и преклонялись перед ее талантом.
– Чего ты желаешь больше всего на свете? – спросила Галина Павловна удивленную Анжелу.
– Я не хочу болеть и хочу быть красивой, как вы, – промолвила очарованная девчушка.
– О-о, это совершенно несложно. Только надо добросовестно заниматься у нас в клубе. То есть выполнять все упражнения, не пропускать занятий, соблюдать гигиену и диету, – спокойно и уверенно рассказала учительница.
Реальность оказалась сложнее слов. Тренировки так легко не давались и не всё сразу получалось. Много кровавых мозолей, много пота и слез пролито…
Анжела настолько увлеклась гимнастикой, что окончательно забыла о своих болезнях. Казалось, она вообще все на свете забыла и настойчиво и увлеченно развивала спортивное мастерство. Результаты не замедлили себя ждать. Анжела становилась все красивее, стройнее, выносливее. Ориентир у нее находился постоянно перед глазами – ее тренер и учитель.
…Первый успех пришел на школьном представлении. На традиционном концерте объявляют номер, и выходит Анжелка: стройная, пластичная – с очаровательной улыбкой.
Она демонстрировала на сцене такие чудеса, чему нельзя было не восторгаться. Невероятные кувырки, шпагаты, прыжки. Когда гимнастка взлетала над сценой, весь зал в один голос громко вздыхал. Моментами казалось, что Анжела просто повисает в воздухе.
Совсем недавно болезненная и неказистая девчушка предстала перед всей школой красавицей и успешной спортсменкой.
Так Анжела стала «суперзвездой» в нашей школе. Потом много раз, еще и еще, свершались громкие победы, ослепительные успехи на многочисленных соревнованиях.
Анжела успешно окончила нашу школу, затем спортивный институт. Успешно завершила спортивную карьеру – спортивные награды не умещались в ее квартире.
Закончив выступать на соревнованиях, много лет работала тренером по гимнастике, и ее ученики завоевали на различных состязаниях множество призов. Воспитанники обожали и преклонялись перед нею.
…Недавно я получил от нее последнее послание. Длинное, очень светлое и… печальное письмо. Приведу только несколько последних строк: «…спасибо вам, что утаили от меня ту страшную правду о моей неизлечимой болезни. Я прожила богатую и счастливую жизнь».
Анжела умерла в тридцать пять. Доктор больницы, зная историю ее болезни – она должна была умереть в семь или в восемь лет – плакал вместе со мною… Он не мог поверить, что такое может быть в реальной жизни. Так не бывает, так не может быть, повторял он.
Но какая теперь в этом разница. Педагогика иногда расходится с медициной. Слава Богу!