Пал в борьбе с российской бюрократической инквизицией
Вчера, 10 ноября, не стало Михаила Петровича Щетинина. Умер последний великий педагог-новатор советской поры, известный во всем мире создатель педагогики комплексного формирования личности. Академик Российской академии образования и директор лицея в поселке Текос в окрестностях Геленджика. Не выдержало сердце: в 75 лет, да еще после операции, нелегко пережить то, что твое детище, школа, которую ты строил с нуля и опекал последние 25 лет, закрыта в результате абсурдных и надуманных претензий.
Автор: Дмитрий Сотников — собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка
Вся жизнь Михаила Петровича была непрерывной экспериментальной деятельностью. Он был в поиске путей развития гармоничной личности юношей и девушек на основе гуманистической педагогики и трудовой деятельности, которые ведут подростки параллельно с образованием.
По словам Щетинина, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность в полной мере проживать свое детство и юность без каких-либо существенных ограничений и так приобретать знания об этом мире и опыт взаимодействия с ним.
Щетинин стоял за свободный выбор занятий учащимися как важнейший фактор, определяющий развитие личности, изучение предметов путем погружения без проведения уроков, отказ от домашних заданий, сотрудничество детей в разновозрастных группах, безоценочность, повседневную трудовую и творческую деятельность, учебно-воспитательный процесс без каникул. Эти принципы в настоящее время лежат в основе всей мировой практики альтернативного образования и в той или иной форме повторяются практически во всех передовых педагогических системах (Макаренко, Монтессори, Вальдорфской и т.д.).
Встречи с педагогами-новаторами в 80-е годы прошлого века собирали огромную аудиторию. Педагогика Щетинина была в моде.
Советское государство еще с 1970-х годов вело поиск педагогической модели «Школы Третьего Тысячелетия», и Михаил Петрович Щетинин был одним из основных и самых активных исследователей, как научный сотрудник, а потом как действительный член Академии педагогических наук СССР вел экспериментальную работу в школах нескольких регионах России и Украины. Он добился того, что учащиеся его школ осваивали программу десятилетки за 2-3 года, заканчивали ее подростками и получали затем вузовское (иногда по два) образование, были успешными в различных областях деятельности.
Конечно, не все позиции Щетинина и его педагогической системы, реализованной в Текосе, являются универсальными, и могут быть безоговорочно приняты любым человеком с критическим мышлением. Да, некоторые суждения Щетинина звучат еретически с позиций ортодоксальной педагогики. Но попытки объявить его школу сектой, не говорят ли они о принадлежности критиков к некой Инквизиции, взявшей на себя современную миссию по искоренению ересей во славу принятых догматов, осудить «ведьм» за сношения с дьволом и сжечь их?
На своем творческом пути Щетинин неоднократно подвергался травле и шельмованию. Это началось еще в 1980-е годы, но особенно обострилась критика в 2010 году, когда на него, с одной стороны, обрушилось православное священничество за недостаточно ортодоксальные высказывания, а с другой – желтая пресса.
Последние годы на Щетинин попал под бюрократическую машину, задача которой, как и церковников, состоит в том, чтобы не допустить инакомыслия и вольнодумства.
В его Лицее-интернате, созданном в 1993-м году в поселке Текос, который был ассоциированной школой ЮНЕСКО, учились в последнее время 300 детей из многих стран мира. Ежегодно количество желающих учиться здесь доходил до 20 человек на одно освобождающееся место. Лицей был закрыт формально на законных основаниях, но…
На чем чиновничество поймало Щетинина? На том, что при проверках школы государством, она должна предоставлять бумаги о праве на землю и здания, в которых она находится, выданное тем же государством, но через другое оконце. При этом проблема не в том, что этого права на землю нет. Оно есть, и это право на участок под индивидуальное жилищное строительство. Но для строительства школы можно использовать только землю, предназначенную под возведение общественных нежилых зданий.
Михаил Петрович Щетинин – он кто такой? Он никто, хоть и академик. Он взял, и построил (вместе с детьми) школу. Но мы ведь не дали ему на это разрешение, не оформили ему для этого необходимые бумаги! Теперь давайте проверим наличие этих бумаг, а когда он не сможет их показать, школу закроем.
Щетинин всю жизнь служил государству, при котором родился и вырос. Всю жизнь он стоял за патриотизм, за национальную народную духовность, за доступность и бесплатность образования для всех. Но он ошибся. Причем жестоко. Он был честен и прям, называл вещи своими именами и не хотел обманывать и выкручиваться, искать лазейки, которое нынешнее законодательство оставляет море. Например, если бы загодя внести несколько изменений в документацию, назвать очевидные вещи по-другому, дать кому-то на лапу никто бы не подкопался под щетининский Лицей-интернат…
Да, Щетинин умер. Однако, дело его живо, мы, педагоги и учителя самых разных статусов, продолжаем работать во благо своего народа, используя принципы щетининской педагогики. Живы выпускники лицея Щетинина, коллеги, которые знали его близко. Идеи и опыт Михаила Петровича Щетинина не умрут, они станут путеводной нитью для создания школ нового типа, школ третьего тысячелетия, нами – новой сменой педагогов-новаторов, которые по всей России в последние годы создают свои авторские школы, и этих школ – тысячи.