Как учить поколение Z

Современных, продвинутых детей старыми методами кнута и пряника учить не получается. Они настроены критически, не доверяют авторитетам, их уважение еще нужно завоевать. Приходится искать нестандартные решения: переписываться с ними в соцсетях, обсуждать сериалы, доказывать свою правоту экспериментально. Репетиторы, сотрудничающие с онлайн-сервисом Tutor.ru, делятся историями, как они налаживали отношения с «трудными» учениками и становились друзьями.

Вводить лимиты на отвлеченные вопросы

Елена Полякова, репетитор по английскому языку

У меня есть один сложный ученик: он очень любит спорить. Например, спрашивает, зачем ставить апостроф. Или уверяет, что потеря буквы не сильно важна. Я решила проблему так: прописала ему правила и ввела лимит на отвлеченные вопросы. Если он превышает лимит, даю дополнительное задание, а если работает хорошо, разрешаю задать бонусный вопрос.

Однажды он заупрямился и отказался признавать ошибку, до последнего отстаивая правильность своей работы, хотя видно было, что делал на скорую руку. Тогда я попросила его подтвердить свои знания прямо здесь и сейчас. Он хоть и самоуверенный, но чутко реагирует на мой голос и интонацию. Я сказала: «Раз ты уже такой взрослый, будем играть по-взрослому. Если я найду ошибки — будешь писать работу на время, у тебя только ручка и листок. А если признаешь неправоту, можешь спрашивать и консультироваться». С тех пор он стал работать лучше.

А есть и другая ученица — она не любит читать. Мы нашли выход: она смотрит сериалы на русском и пересказывает мне сюжет на английском. С детьми, которые привязаны к гаджетам, я переписываюсь на английском в мессенджерах. Они должны написать мне (каждый по-разному) определённое количество сообщений или прислать фотку с подписью на английском.

Учитывать особенности характера

Анна Филипчук, репетитор по русскому языку

Работа репетитора не такая безоблачная, как может показаться на первый взгляд. Это у учителя в школе есть рычаги влияния как на детей, так и на родителей. Можно пригрозить двойкой, низким баллом на ЕГЭ, «испорченным» аттестатом и т.д. А что может репетитор, человек, который порой становится последней надеждой для родителей? Только найти ключик к тому, кто уверен, что все и так знает и ему-то уж точно никакой репетитор не нужен.

В практике любого репетитора бывали случаи, когда одними знаниями по предмету не обойтись. Как быть, если ученик, занимаясь по скайпу, делает вид, что не слышит, что работа не отправляется, что компьютер виснет, или падает в обморок якобы от усталости? Для каждого случая есть свое решение.

Пару лет назад ко мне за помощью обратилась мама одиннадцатиклассника. Он профессионально занимался спортом, состоял в юношеской сборной России и считал, что русский язык знает достаточно хорошо, чтобы преодолеть минимальный порог ЕГЭ. «Даже не знаю, что сказать, мальчик у нас особенный, с характером, от нас отказались и учителя, и все репетиторы», — в голосе мамы слышалась безнадежность.

Парень действительно оказался с характером. На первом же занятии он ершился и пытался всячески доказать, что ему не нужен репетитор. Ну прямо герой нашего времени! Когда он понял, что его уколы не наносят мне особого вреда (занятие было первым и диагностическим, пока я не считала его своим учеником и не принимала близко к сердцу его выпады), сменил тактику. Теперь он не просто давал ответы, а спорил по каждому поводу и постоянно спрашивал, почему неправильно, почему так, а не так, как он сказал. К концу занятия устали оба. Но мне показалось, что лед отчуждения тронулся.

На самом деле это оказался очень интересный парень со своим мировоззрением и взглядом на все. Занятия спортом сделали его самостоятельным, и воспринимать его надо было как сформировавшуюся личность: не поучать, не тыкать носом в то, что он пишет с ошибками, не знает правил и ничего не читает. У него был свой мир. И он им с радостью делился, достаточно было только проявить интерес. Каждое наше занятие начиналось с моих расспросов о соревнованиях, в которых он участвовал, об особенностях спорта, об отношениях в команде и в классе. Он щедро делился информацией, а я подбирала короткие рассказы по направлениям итогового сочинения, понимая, что ничего другого он читать не будет хотя бы потому, что у него на это нет времени. Его любимый вопрос по теории был: «Как это правило работает?» Так что пришлось подавать информацию, учитывая его особенности восприятия. Простое объяснение правила не подходило. Я старалась не настаивать на своем, когда он считал себя правым, и предлагала доказать, аргументировать свое мнение. А когда у него ничего не получалось, ему приходилось соглашаться со мной. В итоге ЕГЭ он сдал на 76 баллов, и для него это был большой успех. А для меня успехом стали его слова благодарности. Мы до сих пор общаемся!

Писать письма родителям

Виктор Степанов, репетитор по математике и химии

В основном у меня занимаются ученики 9–11 классов, которые готовятся к экзаменам. Основная форма работы — занятия в группах. Случается, что новые ученики начинают «сачковать» и не выполняют домашнее задание. Особенно часто это происходит в начале учебного года. Я не люблю ругаться и скандалить, портить отношения разборками на занятии. Поэтому придумал простой прием: если я вижу, что ученик не выполнил домашку, отправляю письмо его родителям с подробными пометками: что было задано и что не выполнено. Далее в письме очень-очень вежливо, но подробно объясняю, почему важно и нужно выполнять домашние задания, какой результат на экзамене будет, если эти задания не выполнять. Вот некоторые отрывки из таких «писем счастья», как я их называю:

 

«Схема запоминания материала выстроена по довольно простой, но эффективной методике: изучение материала на занятии, затем повторение его в течение недели в виде домашнего задания, повторение в течение месяца в виде тестов, упражнений, либо на занятии. Такая схема позволяет запомнить и изучить большое количество нового учебного материала за небольшой срок (9 месяцев). Если какие-то звенья этой цепи пропадают, эффективность изучения материала резко падает.

Имя родителя, обращаю ваше внимание, что занятия без закрепления материала в виде домашнего задания не имеют особого смысла: он(а) забудет 90% изучаемого материала через 1-2 месяца или даже раньше, и точно забудет до экзамена (что и показали прошлые занятия: без повторения темы «Оксиды» он(а) не запомнил(а) основные реакции и свойства). По сути, такие занятия — пустая трата времени и ресурсов. Пожалуйста, подумайте, нужны ли вам дальнейшие занятия — без регулярной самостоятельной работы в виде домашнего задания эффективность наших занятий будет крайне низкой, и влияние на результат ЕГЭ будет незначительным. К сожалению, это не пустые слова, это показывает мой многолетний опыт подготовки к экзаменам». 

Подготовка к экзаменам — процесс ответственный и важный. Если ученик не готов трудиться и выполнять задания, подготовить его я не смогу. В таком случае я занятия прекращаю. Бывают ребята, которых регулярно необходимо таким образом стимулировать. Зато потом они сдают экзамен и благодарят.

 

У каждого репетитора свои истории, это лишь немногое из того, чем они готовы поделиться с учениками и родителями. Чтобы стать частью профессионального сообщества, зарегистрируйтесь на Tutor.ru прямо сейчас!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Читайте также
Close
Закрыть