Как работать с одаренными детьми в условиях цифровой школы
Учитель начальных классов МАОУ «ОК Алгоритм Успеха» Оксана Дмитриевна Болотова работает в цифровой школе полного дня. Мы попросили ее рассказать, как она выстраивает работу с одаренными детьми, в том числе используя современные платформы “Мобильное электронное образование” и ЛЕКТА. Своими основными профессиональными задачами она считает проведение уроков, на которых дети легко могут сами справиться с домашними заданиями в рамках самоподготовки. Убеждена, что занятия должны быть системными, сложными, увлекательными, похожими на квест, в финале которого ждет приз – знание, которое поможет решению других, еще более сложных задач.
Включить в коллектив
Я работаю учителем уже больше 20 лет и нередко сталкивалась с тем, что одноклассники не принимают одаренных детей в свой коллектив. У меня есть способ профилактики таких ситуаций: я стараюсь организовывать в классе парную или групповую деятельность.
Совместная работа над решением общей задачи в небольших группах (от 2 до 8 человек) формирует качества социальной и личностной компетентности, а также развивает коммуникативные навыки. В качестве форм взаимодействия можно использовать, например, дискуссии и мозговой штурм. Когда одаренный ребенок становится частью коллектива, можно строить его индивидуальную работу.
Выстроенная система взаимодействия в классе позволяет улучшить процесс развития каждого ученика, опираясь на принцип сотрудничества: ребенок, который умеет хорошо рисовать, помогает тому, у кого это получается не слишком хорошо, а тот, кто быстро считает – тому, кто пока делает это с помощью пальцев.
Внеурочка в помощь
Если школьник не достигает успехов в учении, но обладает незаурядным мышлением, я делаю упор на внеурочной работе, которая позволяет каждому ребенку реализоваться в той или иной сфере деятельности. Например, дети могут помогать учителю в проведении занятий: готовить презентации, осуществлять поиск материала в интернете или библиотеке, организовывать интервью с интересными людьми и т.д. Как показывает мой опыт, ребятам нравится оформлять стенды классного уголка. Этот инструмент позволяет сфокусироваться на интересных для ребят темах, рассказать одноклассникам о том, что для них важно.
Формат взаимодействия школьников с преподавателями вузов – еще одна форма взаимодействия, любимая детьми. Она позволяет ребятам почувствовать себя взрослыми, которым объясняют непростой материал и предъявляют требования «как ко взрослым».
Мне нравятся организовывать и проводить творческие мастерские, интеллектуальные марафоны и олимпиады. Участие в них позволяет ученикам находить выходы из нестандартных ситуаций, предлагать креативные решения. Необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – все это мотивирует детей к развитию незаурядного мышления и подходит, в том числе, для одаренных детей
Повышаем градус самостоятельности
Ведущую роль в этом непростом процессе играют форматы, направленные на развитие творчества и построение причинно-следственных связей. Чем раньше дети начинают решать задачки на внимательность, развитие памяти и воображения, тем быстрее и проще ребенок начинает мыслить самостоятельно, предлагает нестандартные варианты решения самых простых вопросов. Я использую в своей работе материалы сайта "Умназия". Это образовательная онлайн-платформа для развития навыков мышления учеников 1-4 классов. Здесь представлены тренажеры – целая база задач, разработанных специально для развития творческого мышления школьников. Задания выстроены по принципу «от простого к сложному», что позволяет каждому ученику двигаться в своем темпе. Проект реализуется при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика».
Мне повезло работать в школе, где легко применять материалы сайта не только во внеурочное время, но и на уроках: у каждого ребенка есть планшет с доступом к материалам, и я могу предложить ребятам выполнить задание индивидуально, в парах или в группах. Задания способствуют развитию мышления, увлекают детей, повышают мотивацию, что ведет к важному результату — росту успеваемости.
На мой взгляд, демонстрация своих знаний – еще один навык, который ребенку необходимо развивать, чтобы он был успешен в будущем. Для его развития можно предлагать ученикам выступить в роли учителя, проводить открытые уроки для своих родителей или одноклассников, защищать исследовательские и проектные работы и т.д. Все эти компетенции обязательно пригодятся в будущем.