Аниматор с указкой, или Почему у детей отсутствует мотивация
Скажите, коллеги, с вами такое случалось? Вы у доски с горящими глазами и презентацией, а школяры сидят, уткнувшись в свои гаджеты, и плевать они хотели и на вас и на презентацию?
Самооценка падает ниже плинтуса и тут же слышится противный голосок общественного мнения «не можешь заинтересовать, уроки скучные».
Администрация настоятельно рекомендует работать над повышением учебной мотивации учащихся.
И учитель начинает превращать свои уроки в шоу – урок-викторина, урок-конференция, урок-игра, квест, КВН. Сил и времени затрачивается немеряно, а вот КПД от таких уроков очень низкое. Процесс обучения имеет свои закономерности. Единственный плюс — самому учителю бывает интересно. Ну и стайке отличников, у которых познавательные процессы в норме. Остальное «болото», как сидело, так и сидит в своих гаджетах. Хоть в петлю лезь.
Раньше это называлось попросту – лень. Быть ленивым было стыдно. Сейчас это называется отсутствием учебной мотивации. Соответственно не может быть стыдно за то, что у тебя что-то отсутствует. Это не вина, это беда. Надо жалеть, надо помогать.
Современных детей приучают развлекаться с дошкольного возраста. И незаметно, праздник за праздником подсаживают на развлечения. В начальной школе продолжаем играть, хэппи инглиш, тра-ля-ля. У них же игровая мотивация. Ага, игровая. А посмотрите, сколько праздников стало в школе! За Днём Знаний следует День Учителя – между ними где-то втыкают День здоровья и День лицеиста, затем Хэллоуин (как же без него), Праздник осени, День матери, потом Новый год. Во втором полугодии встреча выпускников, День Святого Валентина, Масленица, День защитника и 8 Марта, ну и финалом – 9 Мая, Последний звонок и выпускной. Ничего не забыла?
Основная фигура в школе – педагог-организатор. Сашу, Машу, Петю регулярно снимают с уроков – они поют и пляшут. Учебная мотивация так и не формируется, где уж там, когда «шоу маст гоу он».
Между тем учитель не аниматор, это совсем другая профессия.
Он не обязан быть ни феей, ни пиратом, ни канкан на уроках отплясывать. Изучение любой науки требует терпения, упорства, а порой и зубрёжки. Изложение материала, формирование навыка, отработка навыка, закрепление. Это – нудятина и без неё никак. Поэтому, что бы вы ни делали, хоть наизнанку вывернитесь – в гаджетах будет интереснее, потому что там – не учёба.
Основа мотивации, как ни странно – знание. А не наоборот.
Ребёнок проявляет интерес, когда ориентируется в материале. И тут же теряет его, когда чего-то не понял. А нынешнее образование грешит несистемностью, обрывочностью. Нарушен научный принцип детерминизма. Если простым языком – преподавание ведётся по принципу – «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Зачастую и контроль знаний, спущенный сверху, не привязан к изучаемой по предмету программе.
Взять хотя бы модный нынче проектный метод. В некоторых учебных заведениях даже приплачивают учителям конкретно за «проекты». Ребёнок «сам» изучает какую-то область знаний, ставит эксперименты, делает модели. Вроде бы неплохо. Если в качестве дополнения к изучаемой теме, то да! Но вырванный из контекста «проект», повиснет в воздухе и лопнет, как мыльный пузырь. Причём и понятие проекта весьма расплывчатое. Нарисовал стенгазету – проект, написал сочинение – проект. Смастерил шлем Дарта Вейдера – проект? А как результат, в голове – каша и полное отсутствие системных знаний.
Кстати, что там писал о формировании мотивации приснопоминаемый Антон Семёнович Макаренко? Устраивал ли косплэй в своей колонии по случаю годовщины Октябрьской революции?
А вот что: «Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».
Вот так — «неприятную и скучную работу». Работягу, короче, воспитывал, а не шоумена.
«Интересы коллектива» — тоже основа мотивации? Дожили! Фу, какой архаизм в наш то век индивидуальных достижений и портфолио!
Но вот чем-то таким видимо и руководствовались наши родители, которые с детства приучали не развлекаться, а трудиться. Полоть грядки, пришивать пуговицы, чистить картошку, подметать пол.
Может быть, и не стоит зацикливаться на интересе к предмету, а в первую очередь, в жёсткой и директивной форме требовать знания? Нет, я не против использования различных форм уроков, но в разумных пределах, без фанатизма.
Посмотрите, репетиторы не проводят квестов, и не сочиняют кроссвордов, даже презентаций не делают – они просто учат, натаскивают на ЕГЭ и никто не жалуется, что скучно.