От уверенного педагога — к уверенному ученику
Современные ученики, к сожалению, быстро перестраиваться не умеют. Сложные задачи вызывают у них страх. Вместо того, чтобы преодолеть трудности, они нередко впадают в ступор. В итоге появляется неуверенность в своих силах, боязнь сделать ошибку.
Обычно виновниками такой ситуации называют современных родителей, которые ограждают детей от любых проблем. Специалисты согласны с этим, но причины видят не только в гиперзаботе, но и в организации образовательной среды. Школы ориентированы на экзамены и гонку за хорошими оценками, а не на поддержку индивидуального развития ребенка. Тенденция, кстати, общемировая.
На Московском международном салоне образования LEGO Education представила новое образовательное решение под названием SPIKE Prime, что в переводе с английского звучит как “резкий скачок вперед”. Любопытная попытка найти инструмент, который поможет творческому педагогу разнообразить методы обучения предметов естественно-научного цикла и поддержать уверенность в себе и у своих учеников.
Танцующий брейк-данс робот из SPIKE Prime сразу привлекает внимание к себе и детей, и взрослых.
Результаты международного исследования «Уверенность в процессе обучения» аналитической компании Harris Insights & Analytic свидетельствуют: во всем мире подросткам не хватает уверенности в себе при изучении естественно-научных дисциплин. Более 65 процентов российских школьников сомневаются в своих силах и испытывают дискомфорт, когда сталкиваются с физикой, химией, математикой и другими “научными” предметами. Увы, не понимают их или считают слишком сложными, скучными и (!) ненужными.
Кстати, те самые заботливые родители в массе своей (91 процент, согласно исследованию), хотели бы, чтобы их дети приобретали более современные навыки в школе, а само обучение стало более практико-ориентированным.
— Все прогнозы единодушны: нынешним ученикам придется гораздо чаще менять место работы, чем нашему поколению, — говорит Ольга Ломбас, директор LEGO Education в России и странах СНГ. — Поэтому уверенность в себе, способность быстро переучиваться и даже “разучиваться” будет очень важна.
Ольга Ломбас считает способность разучиваться важным качеством профессионала в будущем.
В основе нового продукта LEGO Education SPIKE Prime — принципы STEAM, которые приветствуют смешанную среду обучения и показывают ребенку, как соединять науку и искусство воедино в повседневной жизни. LEGO Education всегда верна своей концепции и предлагает учиться играя.
Генеральный директор LEGO Education international Том Холл представляет SPIKE Prime российской аудитории в Москве.
— Школьники хотят, чтобы все было немножко fun (забавно, весело — англ.), — улыбается Томас Роуз, руководитель программы подготовки тренеров LEGO Education Academy. — Они любят быть задействованы в какой-то деятельности, испытывать положительное возбуждение.
Конечно, игра работает на образование, если в ней есть смысл. Она должна быть одновременно и значима, и приносить радость. Педагоги согласятся, что все, связанное с эмоциями, усваивается проще и надежнее. Кроме того, в игре многие действия многократно повторяются, школьники постепенно переходят “с уровня на уровень”, могут ошибаться и таким образом совершенствуются, закрепляют навыки.
За плечами Томаса Роуза годы учительской практики
Набор SPIKE Prime включает в себя кубики LEGO, программируемый хаб с несколькими портами, датчики и моторы, а также приложение, использующее язык программирования Scratch.
Большинство проектов из этих курсов могут выполняться за 45 минут, что позволит учителям с легкостью использовать SPIKE Prime на занятиях в классе в рамках ежедневной учебной деятельности.
— Важно чтобы каждый ученик чувствовал себя уверенным в том, что он может решить задачу даже на самом простом уровне и идти дальше, накладывая кубики умений одни на другие,- отмечает Томас Роуз.
При STEAM-обучении и использовании технологий LEGO школьники начинают по-другому воспринимать предмет. Если я хочу, чтобы мой робот поехал и развернулся, без математики не обойтись. Надо рассчитать скорость, количество оборотов колеса, угол подъема и т.д. Появляется мотивация искать решения, изучать опыт ребят из других школ, перелопачивать интернет-ресурсы.. Увлекает, но, главное, остаются знания, подкрепленные практическим применением и закрепленные радостью от решенной задачи. Робот-то после долгих экспериментов и совместной деятельности с педагогом обязательно поедет!
Да! Учитель из ментора и лектора превращается в организатора творческой деятельности и… увлеченного товарища по играм.
— Наш подход в LEGO Education Academy — научить педагога быть фасилитатором, говорить со школьниками на одном языке, — поясняет Томас Роуз.- Таким образом мы стараемся придать уверенность учителю прежде всего. Когда учитель чувствует себя комфортно и уверенно, соответственно, он передаст эту уверенность и ученику, а тот достигнет высот в “сложных” предметах.