Как организовать языковой обмен с помощью Skype
Все знакомы с проблемой «комплекса говорения»: когда ты понимаешь иностранного собеседника, а в ответ только можешь кивать и смотреть умными глазами,- как собака (like a dog)… Не все знают, как снять этот "комплекс". Я хочу поделиться с коллегами опытом решения данной проблемы, используя только те средства технической оснащенности школы, которые, в большинстве случаев, имеются в наличии.
Ищем партнера
Одним из проверенных годами способов создания аутентичной коммуникативной ситуации «не выходя из класса», которым мы пользуемся, является Skype. Есть еще другие новые сервисы, например Zoom или специально для преподавателей английского Live classes.
Что вам потребуется? Во-первых, компьютер с доступом в Интернет и необходимое програмное обеспечение для видео- и аудио-связи. Во-вторых, и это сложнее, партнер для cкайп-урока. Мне помогает сайт языкового обмена от университета Кембриджа, с помощью которого ученики могут переписываться или размещать письма-картинки школьникам любого возраста из различных стран. Но как найти патрнера для общения через скайп? Почему бы не послать письмо напрямую в администрацию школы с предложением не только размещать письма, но и дать возможность детям из разных стран поговорить и познакомиться друг с другом? Подумано — сделано. Конечно, не все откликнулись на мое предложение. Но нам повезло, и школа, готовая к скайп-урокам, нашлась!
Со школой из Аргентины, которая откликнулась на призыв общаться, мы уже сотрудничаем более шести лет.
Понятно зачем учить язык
Несмотря на всевозможные трудности с разницей во времени, нам удалось провести первый скайп-урок и теперь мы это делаем ежегодно на протяжении уже шести лет.
Схема скайп-урока
— обсуждаем с детьми, на какую тему им было бы интересно поговорить;
— учителя школ-партнеров обсуждают сроки подготовки вопросов по выбранной теме, детали темы, время и дату проведения мероприятия;
— дети готовят вопросы, которыми затем по электронной почте мы обмениваемся для предварительной подготовки ответов (лимит времени не дает возможности для полного экспромта);
— возможна подготовка различных кратких заданий, чтобы узнать, насколько тема знакома детям, и пр.
К примеру, недавний скайп-урок у нас был посвещен футболу. Тем более, что несколько семей из Аргентины посетили Чемпионат мира по футболу в Санкт-Петербарге и остались в восторге, как от города, так и от организации соревнования. Ну как не обсудить такую тему?
К скайп-уроку наши школьники нарисовали огромный плакат, а кто-то из родителей даже испек символический пряник. Страх общения прошел сразу, а, если быть совсем честным, то его даже и не было. Некогда было пугаться. Дети с удовольствием познакомились, ответили по подготовленным заданиям и обсудили различные футбольные вопросы.
Реквизит к уроку, подготовленный школьниками гимназии №652
В функцию учителя обычно входит мотивирование учеников и контроль ситуации. Хотя, как показывает опыт, дети очень быстро осваиваются. И, если присутствуют школьники, которые уже участвовали в подобных мероприятиях, то они самостоятельно принимают на себя роль ведущих. Час общения про чемпионат пролетел быстро. Скайп-урок закончился, а мы еще долго пили чай с пряником и делились впечатлениями. Жаль, что из-за несовпадения времени, не получается устраивать такие мероприятия чаще, чем один-два раза в год.
Наверное, самый главный эффект от такого занятия заключается в том, что ученики, как они сами говорили после урока, теперь понимают, зачем они учат язык. Вместо обычных текстов и театральных диалогов они увидели своих ровестников и обсудили общие темы — только так может придти понимание нужности и интересности языка, его важности в современном мире. Они видят, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает», ошибки – это не страшно, и английский язык – действительно международный: школьники из России и Аргентины общаются и рассказывают о себе и своей стране с помощью английского языка
Живой урок
Имея такой замечательный опыт проведения собственный скайп-уроков, я не могла пропустить шанс поучаствовать в международном живом уроке (Live Classes), организованном 10 апреля совместными усилиями BBC Worldwide и издательством Pearson. Восторгу школьников не было предела! Как, впрочем, и радости учителей.
С другой стороны
Помня о ФГОС, мы не могли обойтись без рефлексии. Детям было предложено написать мнение о прошедшем Живом уроке. Мы разрешили использовать как английский, так и русский язык. Как мне кажется, одним из результатов стало то, что почти все дети использовали для описания своих впечатлений иностранный язык. Они, что является самым главным, не боялись делать ошибки. Им хотелось говорить и писать на английском — и это здорово!
Об авторе: Елена Ефимова, учитель английского языка гимназии № 652 г. Санкт-Петербурга