Любовь в педагогических целях
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. Продолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова прийти к детям.
Дело шло к тому, что готовили документы для направления Марины в школу для умственно отсталых детей.
Этой ученице уделили много внимания, но положительных результатов в учебе достичь не удалось.
Фотография Siora Фотография из Unsplash
На очередном совещании учителей мнения разделились, и разгорелся спор. Чуть больше голосов звучало за то, чтобы направить девочку во вспомогательную школу.
И тут все решилось неожиданно наоборот. Александр Петрович — молодой учитель математики — предложил:
— Позвольте, мне попробовать с нею позаниматься на дополнительных занятиях. Уж больно послушная девочка. Жаль направлять ее в «дебилку». Вспомогательная школа — это вечное клеймо на биографии. Ведь Марина до того, как оказаться в нашем детдоме, прожила ужасную жизнь. С нею даже никто нормально не разговаривал, не то чтобы развивал ее способности.
Раздавались возражения, которые можно свести к следующим словам:
— Мол, что это ты, уважаемый Александр Петрович, из себя «воображаешь»? Мы, мол, все учителя не смогли, а ты один, видишь ли, сможешь. Не реально это. Пустая затея и напрасная трата времени.
— Хорошо! — cказал Александр Петрович. — Давайте заключим пари. Если через год Маринка не «выйдет» успевающей по всем предметам, хотя бы на «троечку», то я сам отвезу ее во вспомогательную школу.
На совещании приняли решение оставить Маринку еще на один год в школе. Одни согласились с таким решением из равнодушия. Другие — потому, что недолюбливали заносчивого молодого учителя, предполагая что он потерпит фиаско. Разумеется, большинство надеялись на успех и жалели Маринку.
Марина была влюблена в учителя, о чем знали, не придавая этому значения. Ведь, совершенно нормальное явление в школе-интернате, когда девочки симпатизируют учителям. Мало ли кто в кого влюбляется в детстве.
Александр Петрович — статный и умный мужчина. Он носил шикарную прическу и хорошо играл на гитаре. Марина смотрела на него, как на святого.
Начиная свою индивидуальную работу, Александр Петрович высказался предельно кратко:
— Марина, если хочешь остаться в нашей школе, ты должна изменить свое отношение к учебе. То есть, стать прилежной и старательной ученицей.
Девочка все приняла. Индивидуальные уроки превратились в уроки жизни. Они много читали вместе, анализировали произведения искусства. Учитель много времени уделил, рассказывая ей истории о жизни выдающихся людей, об устройстве мира. Они дискуссировали о законах природы и общества. И, конечно, решали задачи, примеры. Ученица через общение приобретала информацию, которая становилась знанием, постепенно к ней пришло понимание, осознание картины мира. Маринка начала с увлечением заниматься по всем предметам и, в том числе по математике и естествознанию, из-за которых чуть не угодила в школу для неспособных обучаться детей.
Учитель совершил честный поступок, как и подобает учителю. Марина же реализовывала свою влюбленность через усердие — так в этой ситуации она могла проявить свое великое чувство.
Прошло какое-то время. Не все происходило просто и легко. И вот, наконец-то, свершилось: Маринка стала почти отличницей по всем предметам школьного курса.
Как же иначе? Такого не бывает в учительской практике, чтоб не получился положительный результат при постоянных целенаправленных усилиях. Вопрос только времени и терпения.
Учитель обладал уникальной настойчивостью и педагогическим талантом. И дополнительные силы ему придавала, конечно, профессиональная этика.
Ученица, в свою очередь, оказалась целеустремленной и настойчивой. И дополнительные силы ей придавала любовь.
Разумеется, все свершилось не столь быстро. Прошли годы. Многие часы, дни, месяцы.
Маринка окончила нашу школу. Потом педагогический факультет университета. Все забыли то самое совещание учителей и пари. Александр Петрович сделал то, что не смогла бы сделать вся школа. Теперь Марина Владимировна работает заведующей детским садиком. У нее прекрасная семья и шестеро собственных детишек.
А ведь могло быть все иначе.