Ребенок — вид спорта и объект вложений?
В эти дни, когда у всех представителей образовательного сообщества в головах прочно засели только две темы (как закончат учебный год и проведут ОГЭ и ЕГЭ, а также массовый провал дистанционного обучения), уже очень хочется обсудить также грядущие последствия событий последних недель, и какие-то выводы, которые уже пора делать. Ну, скажем, например, активизировавшийся в эти дни особый тип родителей — образовательные мигранты. И, особенно, родители, для которых ребенок — вид спорта и объект вложений.
«Ребенок пристроен»
Изображение MoteOo с сайта Pixabay
Почему дети (а точнее, их родители) пользуются услугами тех или иных учебных заведений? Это происходит в силу разных причин. Чаще всего потому, что они находятся близко от дома. Люди просто проживают в микрорайоне школе и не хотят никуда ездить и возить ребенка. Им не до этого. Им на работу каждый день надо. И потом, школа государственная, учит по стандартам, то есть и результаты должны быть одинаковые во всех школах. Так что разницы особой нет. Главное, что ребенок, вроде, пристроен, его там как-то накормят, чему-то научат. Остальное их не касается. И знаете что? Это самый правильный, самый лучший тип родителей. Их дети не избалованы вниманием, но и не замучены контролем и опекой. Они самостоятельны, и вырастают похожими на своих родителей, поскольку ничто не мешает им брать с них пример. Школа любит таких родителей — они доверяют профессионалам. Если ребенок как-то накосячит, их имеет смысл вызывать в школу, потому что, будьте уверены, внушение от завуча или директора они передадут по адресу.
«Сам себе педагог»
Love vector created by freepik — www.freepik.com
Значительная часть родителей рассуждает иначе. Они «сами себе педагоги» и знают, как надо воспитывать и обучать их детей. Они понимают, что школы — очень разные, даже несмотря на то, что все учат как бы по стандарту. Стандарт — это только то, что на бумаге, это чистая бюрократия. И при всем этом некоторые школы не учат совсем, а некоторые учат несколько лучше. Их выпускники будут знать «школьную программу» (только вот что это такое?), отличать Чехова от Чернышевского, Толстого от Тургенева. Проблема только в том, чтобы пробиться в такую школу и приспособиться возить туда ребенка. Там, обычно, входное тестирование, конкурс. И берут далеко не всех и не всегда. Создав престиж, школа дальше «едет» на нем, на успехах своих учеников, на том, как они сдали ЕГЭ, как поступили в престижные вузы, как выступили на олимпиадах. При всем при том, что успех школ обеспечивается вовсе не качеством уроков, которые там проводят учителя, а отбором среди старающихся поступить в школу учащихся. Если отбираются школьнику не по влиятельности и обеспеченности родителей, а по уровню подготовки и развитию детей (преимущественно) то успех обеспечен.
Короче, родители стараются отдать детей в хорошие школы. И это хорошие родители! Они хороши хотя бы тем, что пытаются разобраться в разнообразии школ, пытаются дать детям лучшее из возможного образования. Они пытаются стать квалифицированными потребителями образовательных услуг и при этом поддерживают своих детей. Конечно, без контроля и опеки не обходится, но не это главное.
«Перфекционисты»
Изображение mohamed Hassan с сайта Pixabay
Но совершенство не имеет пределов, и поэтому есть особый тип родителей, для которых ребенок превращается в спорт, в объект вложений. Эти родители-перфекционисты ужасны. Они ужасны тем, что не только сами толком не живут, но и не дают жить детям тем, что стараются дать им невозможное, пытаются прожить с их помощью жизнь еще раз, реализовать свои нереализованные мечты и планы. Лишь они одни «знают», что нужно, а что не нужно их детям, каким должно быть образование. Часто из последних сил, своих и ребенка, они таскают его по кружкам и секциям после школы, стараясь «сделать из своего ребенка человека». Это может быть музыкалка или спорт, например, фигурное катание, обязательно дополнительный английский и, вероятно, ментальная арифметика и при этом до потери пульса, 8-9 дней в неделю.
Часто такие родители вкладываются в ребенка настолько, что это ограничивает их достаток. Они на всем экономят, они соглашаются на работу, с которой легко возить ребенка по секциям, куда можно завезти ребенка между его кружками, чтобы он сделал уроки (еще бы, ведь домой они придут поздно вечером!). Вся жизнь расписана по минутам — у ребенка, и взрослых в семье. В огне семейного честолюбия сгорает не только сам родитель (чаще всего, мама), но и вся семья. Папа не выдерживает и уходит, зато в гонку включается бабушка.
Ребенка буквально «втыкают» в какую-то престижную школу с авторской методикой. Потом вдруг, через короткое время (пару-тройку месяцев), даже не дождавшись, что ребенок привыкнет к новой школе, познакомится с учителями и заведет себя друзей среди одноклассников, его, подозревая, что его там все таки не так хорошо учат и выдергивают оттуда и втыкают в другую, еще более престижную школу с еще более авторской методикой. И так — без конца. И все это в стремлении дать ребенку то, чего у них самих не было в детстве, вложить в него как можно больше, чтобы…
И вот этот интересный вопрос: чтобы что? Для чего? Зачем это делается? Все это не более, чем проявления родительского тщеславия, попытка доказать кому-то мифическому, что родители — самые лучшие на свете. И странная, парадоксальная надежда, что это когда-то кончится и благодарный выросший бывший ребенок друг скажет: «Спасибо вам, родители, что так со мной мучились, что дали мне, бестолковому, путевку в счастливую жизнь. И если это хоть как-то может компенсировать ваши заботы и труды, то, что вы недоедали и недопокупали себе — вот вам несколько миллионов за мою первую победу/премию/награду».
Но, в действительно, никогда такого не будет. Ведь упускается из вида, что ребенок не имеет полноценного, радостного детства, а значит — он не имеет ресурса для побед и достижений. Скорее всего, из этого издерганного, невротичного ребенка вырастет настоящий взрослый неврастеник, так ничего и не добившийся в жизни в результате всех этих экстремальных усилий. Но не отпускающий мечту, что, если у него ничего не получилось, то у его детей должно обязательно все получиться. Но нужно постараться дать ему наилучшее образование, поводить на кружки и секции. И вся эта сансара повторится заново.
Понятно, что такой тип родителя очень не нравится школьным учителям. Уж очень они достают учителей, и на работе и дома. Ведь именно такие родители преследуют учителей всюду, и в магазинах белья, и в социальных сетях. Не дай бог, если учитель примерит что-то из нижнего, или появится на фото в купальнике!
«По одну сторону баррикад»
Изображение Kevin Ippisch с сайта Pixabay
Но какой же тип родителя нравится учителям? Учителям хотелось бы оказаться с родителями по одну сторону воспитательных баррикад. Да, учителя — профессионалы, к ним родителям могут обратиться и с вопросом, и за советом, поддержкой. Очень важно, чтобы родители слышали педагога, когда он дает этот совет. Не просто слышали, но и были готовые его реализовать, ценили помощь со стороны педагога.
В идеале, конечно, каждый класс должен представлять собой сообщество учащихся и родителей, сплотившееся вокруг учителя, ведь все они совместно решают общую задачу — развития и воспитания детей, которую никто в-отдельности решить не сможет.
Важна совместная деятельность детей, родителей и учителя в таком классо-клубе. Совместно подготавливаемые и проводимые праздники, походы, экскурсии, кофе-сешн и капустники и т.д. Но к сожалению, такие родительские клубы — очень редкое явление, нечто из разряда мечты.
Так что, дорогие родители, хотя бы помните, что ребенок — не является видом спорта, и вы, как бы вы ни старались, не сможете вырастить самого-самого умного/образованного/успешного ребенка. Стать таким успешным ребенок сможет сам, если захочет и у него будет необходимый ресурс. Но только этот ресурса не будет и вряд ли он захочет. Вы только тешите свое тщеславие.
И еще: ребенок совершенно не годится на роль инвестиционного проекта, быть объектом вложений с надеждой, что все это окупится. Не окупится, и затраченные средства не вернутся. Ребенок сможет лишь, воспитывать и образовывать своих детей. Самое большее, что произойдет, это то, что вы ему дали, он постарается передать своим детям дальше. Но если вы не смогли организовать его жизнь так, чтобы он чувствовал радость и счастье, а вместо них он видит трудности и лишения, не надейтесь, что он будет вам благодарен, или что у вас будут сколько-нибудь хорошие взаимоотношения, когда он вырастет.
Самое большее, что вы можете дать ребенку — это счастливо прожитые годы детства, объективную самооценку, умение радоваться минутам веселья, позитивного общения, проведенным вместе.
Ну и, самое главное, как можно более раннюю приобретенную им самостоятельность и независимость от вас.