Почему зарплата учителей — лучшая инвестиция для страны
Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники «РОББО Клуб», проанализировал данные о зарплатах педагогов во всем мире. Оказывается, лучше всего себя в экономическом плане чувствуют себя учителя Кот-д’Ивуара и Китая. Зарплаты учителей в России — одни из самых низких в мире. По мнению автора, это не только социальная проблема конкретной группы людей. Длинная цепочка последствий в итоге приводит к технологическому отставанию страны. Для того, чтобы увеличить зарплату школьных педагогов в России хотя бы в два раза, Фролов предлагает тратить дополнительно 52 млрд рублей в месяц или 0,5% ВВП страны.
Фото depositphotos.com
Международные организации регулярно мониторят доходы педагогов. Так, в последнем рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сравниваются зарплаты учителей начальной и средней школы в 2017-2018 году. Приведены доходы учителей из 33 стран-участников организации, которая объединяет развитые страны мира.
На первом месте — Люксембург, где педагоги средней школы зарабатывают 116,3 тыс. долларов в год (это в пересчете на рубли по курсу 2018 года 610 тыс. рублей в месяц). Конечно, остальные участники рейтинга существенно отстают, и это понятно: Люксембург — дорогая страна. В Германии, которая занимает вторую строчку, платят 85,2 тыс. долларов в год. В половине стран зарплаты около или выше 50 тыс. долларов в год (от 260 тыс. рублей в месяц). У аутсайдеров — около 20 тыс. долларов в год (105 тыс. рублей в месяц).
Позиция |
Страна |
Зарплата в 2018 году, тыс. $ |
1 |
Люксембург |
116,3 |
2 |
Германия |
85,2 |
3 |
Нидерланды |
76 |
4 |
Канада |
67,3 |
5 |
США |
64,4 |
6-30 |
… |
|
31 |
Венгрия |
23,4 |
32 |
Словакия |
21,6 |
33 |
Литва |
21 |
… |
Россия |
7,3 |
Источник: ОЭСР, Росстат
Россия не является постоянным участником ОЭСР, поэтому не упоминается в рейтинге. Но приведенные выше данные можно сравнить со средней зарплатой российских учителей. По данным Росстата за 2018 год, она составляла 38 419 рублей в месяц. Это 7300 долларов в год (по курсу 2018 года). В три раза меньше, чем в Литве, которая замыкает рейтинг ОЭСР.
Стоит отдать должное: в разных регионах России зарплаты существенно отличаются. Например, в Москве педагоги получали в среднем 92,9 тыс. рублей в месяц, что сопоставимо с аутсайдерами среди развитых стран. Но в большинстве субъектов федерации доходы учителей намного ниже среднероссийских. Например, в большинстве регионов Северо-Кавказского федерального округа учителям платили 21-22 тыс. рублей в месяц. За прошедшие 2 года зарплаты учителей в России, согласно статистике, немного выросли: по данным на первый квартал 2020 года средняя зарплата педагога составила 41,9 тыс. рублей.
Статус учителей в странах мира
Можно возразить: сравнивать уровень жизни в России и развитых странах некорректно, потому что в Европе, к примеру, «жить» дороже. Стоимость товаров и услуг выше, что сказывается на зарплатах всех категорий.
Хорошо, можно сравнить зарплату педагогов в разных странах по отношению к среднему уровню жизни в стране. Например, с ВВП на душу населения, рассчитанного по паритету покупательской способности (ППС). Это поможет проанализировать статус учителей с точки зрения местного уровня жизни. Такой рейтинг в 2019 году составил сервис Teaching Abroad, собрав сведения по 96 странам мира. И Россия снова в «хвосте» — 76 место.
В лидеры этого рейтинга выбилась довольно развитая африканская страна Кот-д’Ивуар, где учитель получает немного — 6,7 тыс. долларов в год, однако это на 62% выше уровня ВВП на душу населения. То есть учитель там — высокооплачиваемая и уважаемая профессия. Далее идет Китай с показателем +44%. С заметным отставанием — Марокко, Швейцария, Германия.
Только в этих пяти странах учителя зарабатывают больше, чем другие категории специалистов в среднем по стране. В остальном мире учитель не является элитной профессией: соотношение их доходов к ВВП на душу населения составляет от −1% до −98%.
В России педагоги получают на 76% меньше ВВП на душу населения, отставая не только от развитых стран, но уступая Узбекистану, Танзании, Эфиопии, Шри-Ланке, Колумбии, Алжиру…
Стоит отметить, что Литва — аутсайдер рейтинга ОЭСР, здесь занимает 84 строчку. Ниже России расположились также Казахстан, Украина, Беларусь. Замыкают рейтинг Аргентина и Венесуэла.
Место в рейтинге |
Страна |
Зарплата, тыс. $ |
Соотношение к ВВП на душу населения |
1 |
Кот-Д'ивуар |
6,7 |
+62% |
2 |
Китай |
26,2 |
+44% |
3 |
Марокко |
10 |
+13 |
4 |
Швейцария |
69,5 |
+7% |
5 |
Германия |
53,4 |
+1% |
6 |
Туркменистан |
19,6 |
0 |
7 |
Южная африка |
13,6 |
-2% |
8 |
Новая Зеландия |
37,6 |
-7% |
9 |
Вьетнам |
6,8 |
-8% |
10 |
Мексика |
18,9 |
-8% |
11 |
Финляндия |
42,6 |
-8% |
76 |
Россия |
7 |
-76% |
80 |
Украина |
1,8 |
-80% |
93 |
Беларусь |
2,2 |
-88% |
94 |
Казахстан |
2,3 |
-91% |
Источник: Teaching Abroad
Почему зарплата учителей — это важно?
Низкие зарплаты — это не только социальная проблема конкретной группы людей, в данном случае педагогов. Длинная цепочка последствий в итоге приводит к технологическому отставанию страны.
Низкий уровень дохода отсекает от системы общего образования молодых, талантливых и амбициозных людей, которые могли бы существенно повысить качество обучения в государственных учреждениях. Например, способствовать цифровизации школ, внедрению в образовательный процесс новых методик и форматов, использовать новейшее оборудование в рамках учебного процесса. Сейчас это особенно актуально в свете возможной второй волны ограничений, что может потребовать продолжения дистанционного обучения.
Кстати, последняя четверть завершившегося учебного года показала: обеспечить нормальный образовательный процесс во время карантина смогли только те школы, где работают продвинутые в цифровом плане педагоги и учатся дети из обеспеченных семей, у которых есть персональные ноутбуки для учебы. Это престижные или частные школы в Москве, Петербурге и некоторых крупных городах. Остальные 95% школ мучались, пытаясь имитировать онлайн-обучение. Педагогам старшего возраста сложно дается преподавание в цифровой среде. Низкие зарплаты не мотивируют учителей осваивать новые форматы — да и времени нет: много другой обязательной рутины.
Сегодня школа не может конкурировать за кадры с коммерческими образовательными организациями. Молодые, перспективные, инициативные учителя уходят из государственных школ в частные. Например, в «РОББО Клубах» около 70% преподавателей имеют опыт работы в школе. Уровень зарплаты у нас в разы выше, а отчетности и загрузки меньше, и предлагая более комфортные условия труда, мы имеем возможность выбирать лучших педагогов. Да, остаются фанаты своего дела (в хорошем смысле этого слова), но их очень немного.
По данным РАНХиГС, доля школьных учителей в возрасте от 55 лет и старше составляет 25%, а молодых работников в возрасте до 35 лет — 22,7%. Почти 60% опрошенных педагогов считают, что мотивировать выпускников педагогических вузов работать в школе, может увеличение заработной платы.
Пока учитель не станет привилегированной и высокооплачиваемой профессией в России, не стоит ждать прорыва в образовании и в технологическом развитии страны.
Национальная технологическая инициатива (НТИ) — очень правильная программа, необходимая для совершения технологического рывка, тоже буксует из-за отсутствия двигателя — продвинутых кадров в системе общего образования, которым могут самим освоить преподавание новых дисциплин и способны увлечь технологиями школьников. При этом НТИ успешно реализуется в рамках дополнительного образования — кружков и клубов, где сосредоточились ценные педагогические кадры.
Таким образом, повышение зарплаты учителей — это лучшая инвестиция в будущее страны. При этом инвестиция не такая уж большая: для того, чтобы увеличить зарплату 1,25 млн школьных педагогов в 2 раза, нужно тратить 52 млрд рублей в месяц или 0,5% годового ВВП страны.
Об авторе: Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники «РОББО Клуб»