«Пора вылезти из коробки, в которой учителей закрыло Министерство просвещения»
Фотографии: Wikimedia Commons / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Преподаватель английского языка, методист репетиторского центра Start Туяра Бехтюева (г. Якутск) размышляет о том, как сделать современную школу «идеальной».
Для чего нужна школа
Большинство ответит: для того, чтобы окончив курс средней школы и получив базовый багаж знаний, дети могли поступить в университет или колледж на конкретную специальность.
Вроде бы все гладко и логично. Но вот вопрос: можем ли мы передать растущий из года в год объем знаний так, чтобы каждый ребенок все понял и запомнил?
Как писал Плутарх, «ум — это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь».
Поэтому думается, что задачи школы стоит сформулировать иначе: чтобы ее выпускники не только получили знания, но и понимали, что им нравится, кем они хотят стать, были любознательны, мотивированы и горели идеями.
Мне кажется, этого более чем достаточно для дальнейшей учебы или работы. И это задачи для новой, идеальной школы. Какой же она должна быть?
Идеальная школа — это…
Забота о педагогах
История показывает, что роль и фигура учителя намного важнее, чем самая лучшая и современная школьная программа.
В идеальной школе учителя любят свою работу, свой предмет, получают достаточную заработную плату, чтобы не перерабатывать часы и не беспокоиться о дополнительном заработке. В идеальной школе нет никаких отчетов и рейтингов.
Педагоги могут пройти любой необходимый им для работы курс за счет школы, всегда есть возможность обсудить проблемы и поделиться успешными проектами с коллегами. Все дополнительные материалы — наглядные, раздаточные и методические материалы, новые электронные ресурсы, все для декора класса — предоставляет школа или совместными усилиями их готовит педсостав.
Читайте также: Из чего складывается гармоничная школа
Метапредметность и креативность
В идеальной школе учебная программа устроена таким образом, чтобы максимально сблизить все дисциплины.
Разорвать границы между разными предметами сложно, но возможно. Например, изучая на истории Древний мир, на уроках ИЗО дети рисуют орнаменты тех времен. На технологии — делают вазы или лепят мини-скульптуры. На уроке физкультуры, кроме общей разминки, играют в игры, известные в эту эпоху. На музыке слушают, как звучали популярные инструменты тех времен.
Пример подобной программы — «Большой исторический курс» (Big History Project). Его автор, британский и американский историк Дэвид Кристиан, смог объединить 14 дисциплин в одной программе. Задача этого проекта — не сообщить максимальное количество информации, а пробудить в каждом ребенке интерес и дать свободу творчества каждому педагогу.
Я уверена, что креативный учитель выведет на новый уровень даже скучный на первый взгляд предмет. А еще очень важно давать ребенку делать свои маленькие открытия, даже если до него их уже не раз совершили. Настанет время, и он, возможно, он откроет что-то уникальное.
Читайте также: Интегрированные уроки: как и зачем объединять музыку с ИЗО
Комфортная среда
В идеальной школе нет классической расстановки парт и стульев. Вся мебель мобильна: столы на колесах расставляются максимально удобно для конкретного урока и вида деятельности.
А когда дети устанут после нескольких часов плотной работы за партами, можно переместиться на удобные кресла-мешки или мягкие диваны, чтобы посмотреть видео по теме или почитать.
На уроке у Туяры Бехтюевой
Читайте также: Крутиться и учиться: 6 видов мобильной мебели для гиперактивных детей
Отсутствие оценок
Как же без оценок, спросите вы? Как понять, насколько учащиеся усвоили тему?
В свое время еще Толстой и Менделеев высказывали мнение, что оценки — это лишнее. А мы, восхищаясь их талантами и включая их работы в обязательную школьную программу, не прислушиваемся к ним.
Как можно оценить детское творчество на уроках рисования? А оценки по физкультуре? Если цель этих уроков — физическое развитие, то зачем его оценивать?
Учителям важна не оценка того, как ученик понял ту или иную тему, а то, насколько он старается, с интересом ли выполняет предложенную работу, какие успехи у него есть.
Читайте также: Почему отметки не мотивируют детей учиться лучше
Возможности самоуправления
В идеальной школе ученики — равноправные участники школьного коллектива.
Их приглашают на собрания по изменению расписания, ввода дополнительных кружков, по распределению бюджета — практически все вопросы обсуждаются совместно. Школьная газета, радио, клубы по интересам отданы под руководство детей и взрослого советника, который слышит ребят и помогает им реализовывать их проекты и идеи.
А сама школа — это второй дом как для учителей, так и для и учеников, которые настроены позитивно и с уважением относятся друг к другу.
Читайте также: «Демократичные» и «авторитарные» школы: какую выбрать для ребенка?
Отсутствие экзаменов
В идеальной школе нет ЕГЭ, ВПР и прочих срезов. Но тогда как ребенку поступить в университет?
Отзывы учителей, портфолио и эссе ученика могут стать альтернативой.
С оценочными рекомендациями педагогов выходили в жизнь еще выпускники Царскосельского лицея. Каждый учитель знает, на что способен ребенок, насколько у него любопытный ум и как велика мотивация открывать новые знания.
В портфолио собираются все важные работы и успешные проекты, которые показывают интерес к выбранному профилю. В эссе будущий студент объясняет почему он хочет поступить именно этот вуз и на эту специальность, чего ждет от обучения и какой вклад в профессию он мечтает сделать.
В итоге мы получим молодых людей с широким кругозором, которые умеют учиться, не бояться ошибаться, без синдрома отличника или заниженной самооценки. Учеников, которые со школы знают, в какую сторону они пойдут, какие проблемы будут решать и какие цели ставят перед собой.
Читайте также: Контрольные работы: что не так сейчас и как сделать лучше