Банки призвали доработать проект о расширении лимита переводов до 1,4 млн рублей
Внесенный в Госдуму в августе законопроект, предусматривающий введение бесплатных межбанковских переводов до 1,4 млн рублей в месяц между счетами одного физлица, требует дополнительной проработки. Таким образом в пресс-службе банка «Открытие» прокомментировали «Известиям» соответствующую инициативу во вторник, 20 сентября.
Ранее в этот же день «Известия» писали, что банки раскритиковали этот законопроект. В заключении Национального совета финансового рынка (НСФР) отмечается, что такие операции имеют свою себестоимость: так, банк несет расходы на проведение транзакции через платежную систему или через систему быстрых платежей (СБП). Тарифы для финансовых организаций варьируются от 8 до 20 рублей за операцию. Документ направлен в Госдуму, Банк России и Минфин.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что обнуление комиссии за межбанковские переводы до 1,4 млн рублей пресечет создание заградительных условий для перечисления вклада из одного банка в другой. В конце декабря прошлого года о такой инициативе говорила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
«Данный законопроект требует дополнительной проработки, поскольку на рынке сложилась практика, когда банки предоставляют надбавки по депозитам определенным категориям клиентов. Например, пенсионерам, зарплатным клиентам и клиентам, у которых большой оборот по картам банка», — сказали в пресс-службе «Открытия».
В банке рассказади, что текущий бесплатный лимит на переводы в 100 тыс. рублей в месяц через СБП покрывает потребности порядка 96% клиентов кредитной организации по переводам, а межбанковские переводы по реквизитам с карт доступны клиентам в Дистанционном банковском обслуживании (ДБО) бесплатно без ограничений. Расширение лимита поддержит состоятельных клиентов, но для банков может потребовать значительных финансовых и трудозатрат, добавили там.
Генеральный директор экосистемы Unicom (ранее — Юником24) Дмитрий Африканов считает инициативу удобной для клиентов, особенно в условиях, если есть потребность совершить перевод на большую сумму. Однако в текущих реалиях, принимая решение на законодательном уровне, стоит сопоставить всех факторы и взвесить все за и против, отметил он.
«Сегодня в условиях текущих ограничений по сумме в среднем среди тех, кто пользуется переводом, сумма месячных транзакций варьируется в пределах 40–60 тыс. рублей», — сказал Африканов.
В пресс-службе банка «Зенит» поддержали инициативу ЦБ по повышению прозрачности банковского рынка.
«При определении уровня ставок банки исходят из экономики продукта. Ряд опций, например, повышенные ставки при открытии нового вклада, дают клиентам возможность выбрать наиболее доходное решение», — добавили там.
Основатель инвесткомпании Anderida Financial Group Алексей Тараповский рассказал, что у него сложилось двоякое отношение к предложенному законопроекту.
«Мировая практика показывает, когда отрасль не находится в условиях самого жесткого регулирования, есть вероятность, что там установится ситуация естественной конкуренции, в которой выиграет в первую очередь сам потребитель. Поэтому с этой точки зрения хотелось бы, чтобы тарифы и условия обслуживания на банковском рынке определялись точно также, как, например, на рынке ритейла, где мы видим острую конкуренцию и зачастую привлекательные условия, потому что идет нескончаемая война за клиента», — сказал он.
По его словам, специфика российского банковского рынка заключается в том, что существенная его часть находится либо в структуре Сбербанка, либо в группе ВТБ, где и идет конкурирующая борьба за клиента, и уже видны попытки других финансовых организаций принять участие в этой борьбе.
«С этой точки зрения ограничения на цену услуги на одну из самой популярной операции выглядит оправданными и позволят удешевить эту услугу для потребителей», — считает финансист.
Для лидеров рынка, по его словам, установление нового лимита переводов пройдет безболезненно, однако для менее крупных игроков нововведения будут ощутимы.
Заявления банков о том, что это потребует изменение тарифной политики других продуктов, верны, однако маржинальность банковского дела достаточно высока для того, чтобы государство могло вмешаться, если аппетиты банковских игроков будут чрезмерными, добавил специалист. При этом потребители, скорее всего выиграют, заключил Тараповский.