«Коммерсант» сообщил о предложении авиакомпаниям выкупить самолеты у лизингодателей
Минтранс России предложил отечественным авиаперевозчикам выкупить арендованные в лизинг у иностранных компаний самолеты за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом сообщает 14 сентября «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующее письмо ведомства.
По информации издания, 30 августа Министерство транспорта направило письма в 20 крупнейших российских авиакомпаний с предложением оценить, какое количество из оставшихся самолетов российские авиакомпании предпочли бы выкупить. Для проведение сделки по покупке бортов планируется выдавать средства ФНБ по льготной ставке в 1,5% на 15 лет.
В том же письме ведомство попросило авиакомпании дать оценку рыночной стоимости и целесообразности выкупа самолетов старше 20 лет. Отмечается, что Минтранс также запросил юридическую экспертизу «рисков безопасных и бесперебойных расчетов» с зарубежными компаниями и «возможных последующих исков» с их стороны.
Как отмечают источники газеты, работающие в авиаотросли, в возможности выкупить оформленные в лизинг самолеты есть сомнения. Пятый пакет санкций ЕС разрешает европейским компаниям исполнять лишь контракты финансового лизинга, в то время как большинство самолетов российских авиаперевозчиков находятся в операционном лизинге. Известно, что менее 50 самолетов отечественных авиакомпаний находились в финансовом лизинге, в то время как общая сумма зарегистрированных за рубежом бортов составляла 739 единиц. Таким образом, проведение сделок по выкупу вряд ли возможно, так как подавляющее большинство самолетов даже неевропейских собственников зарегистрировано в европейских дочерних структурах.
«Инициатива Минтранса по выкупу ВС, с одной стороны, может в теории помочь нормализовать отношения с иностранными лессорами, с другой — может быть практически нереализуема», — считает советник BGP Litigation Владислав Риков.
С его точкой зрения сходятся и другие опрошенные газетой эксперты.
«Ни Китай, ни ОАЭ не пойдут на подобные схемы, нарушающие санкции», — приводит «Коммерсант» слова одного из своих анонимных источников в отрасли.
Издание, однако, отмечает, что в Евросоюзе должны понимать, что выкуп самолетов не отменит, а лишь отсрочит кризис на российском рынке авиаперевозок, так как все воздушные суда постепенно начнут выходить из строя. В результате чего в Европе могут рассудить, что выгоднее будет предоставить своим компаниям возможность получить деньги за выданные в лизинг самолеты.
Кроме того, как сообщает издание, выкуп самолетов позволит не опасаться ареста бортов в иностранных воздушных гаванях и откроет полеты в страны, которые выступают против двойной регистрации бортов, такие как КНР.
Ранее, 19 августа, российским авиакомпаниям предложили рассмотреть лизинг советских 120-местных самолетов «Як-42Д», сообщил источник «Известий».
До этого, 1 августа, Росавиация перевела авиакомпаниям и аэропортам 54 млрд руб. субсидий по трем программам государственной поддержи, общий объем которых составляет свыше 125 млрд рублей.
О планах Росавиации оказать господдержку 20 авиакомпаниям для возврата пассажирам стоимости билетов за отмененные рейсы сообщалось 3 июня. Речь шла о таких перевозчиках, как «Аэрофлот», «Победа», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», Utair, Azur Air, Nordwind, Pegas Fly, Smartavia, «Азимут», Red Wings, «Ираэро», Royal Flight, «Авиакомпания Алроса», «Якутия», «Авиационная транспортная компания Ямал», Nordstar, «ЮВТ Аэро», «Северсталь» и «Руслайн».
Сложности с полетами за границу у российских авиакомпаний возникли на фоне рисков ареста их самолетов из-за санкций Евросоюза. Решение стран ЕС закрыть воздушное пространство для России стало ответом на проводимую Москвой операцию в Донбассе с 24 февраля. Росавиация в ответ закрыла небо для авиакомпаний 36 государств.